Истории святынь Подмосковья

Черниговская Богородица – утраченная подмосковная икона

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

В конце XIX века всякий верующий, приезжавший в Сергиев Посад поклониться гробу преподобного Сергия Радонежского, обязательно ехал также и «к Черниговской». Перед Черниговской иконой Богородицы одноименного скита, начиная с 1869 года, произошло около сотни задокументированных чудес. К сожалению, эта святыня была потеряна в советское время. Сегодня в Черниговском соборе скита продолжаются церковные молитвы у двух ее копий, сделанных в наше время.

Александра Филиппова

Чудотворная Черниговская икона была написана неизвестным художником, по всей вероятности, в XVIII веке. Она являлась списком с иконы Божией Матери Ильинского монастыря города Чернигова, откуда и получила свое название. До 1824 года образ хранился в доме хотьковского священника Ивана Алексеева, и о каких-либо чудесах в это время свидетельств не сохранилось. В скит, который получил потом имя Черниговского, икона попала благодаря верующей женщине Александре Филипповой. После смерти отца, проходившего службу в Архангельске, ее семья вынуждена была перебраться в Москву. По дороге из Архангельска мать заехала в Хотьково к знакомой монахине и, оставив у нее детей, думала отлучиться в Москву на пару дней. Однако неожиданная болезнь задержала ее в столице в течение нескольких месяцев.

Дети Филипповой все это время ничего не знали о судьбе матери. Их приютил у себя в доме местный священник Иван Алексеев. Перед иконой Божией Матери, висевшей в его доме, старшая дочь Александра каждый день молилась о том, чтобы пропавшая мать объявилась. Когда дети почти потеряли надежду увидеться вновь, мать неожиданно выздоровела и, наконец, смогла приехать в Хотьково. Александра попросила священника отслужить перед образом Богородицы благодарственный молебен и захотела сделать копию иконы, перед которой молилась все это время. Священник же решил отдать Филипповой оригинал.

Всю жизнь Александра хранила образ у себя дома, а когда состарилась, решила отдать его в какой-нибудь храм. С этой просьбой она обратилась в Троице-Сергиеву лавру. Настоятель монастыря сначала думал поместить икону в Смоленской церкви на территории лавры, а потом решил отдать образ в появившуюся рядом с Гефсиманским скитом новую обитель с пещерами.


Первые чудеса

Семнадцать лет в скиту образ не привлекал к себе какого-то особенного внимания. Однако 1 сентября 1869 года в половине десятого утра произошло исцеление больной женщины, которое положило начало целому ряду чудес. Первой исцеленной стала крестьянка Тульской губернии Фекла Адриянова. После замужества женщина потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Шесть лет она страдала, обращалась к разным врачам, ездила по святым местам, но никакого облегчения не получила. Наконец, прибыв в пещерный скит и спустившись к иконе в подземную церковь, крестьянка сама поднялась на ноги и стала полностью здорова.

Второе исцеление произошло через две недели после первого. На этот раз излечился страдавший «исступлением ума» крестьянин Александровского уезда Иван Тимофеев. Многие годы страдавшего припадками больного родные вынуждены были сковывать цепью. На предложение поехать к святым местам он всегда отвечал агрессивно. Однажды кто-то посоветовал поехать «к Черниговской», и больной неожиданно для всех охотно согласился. Всю дорогу Тимофеев был спокоен, а в самом скиту у иконы ему стало еще легче. В свою деревню он вернулся полностью здоровым человеком.

В период с 1869 по 1884 года за пятнадцать лет пребывания иконы в монастыре служители зафиксировали 86 случаев исцеления. В каждом из них записаны имена, фамилии и возраст больных, их деревни и чем болели. Например, Марья Ивановна Хренова из села Мячково Александровского уезда Владимирской губернии исцелилась от горячки. Крестьянка деревни Гольян – от болезни правой ноги. В скит из города Александрова она шла пешком, несмотря на болезнь, преодолевая пять километров в сутки. Среди исцеленных довольно много жителей Александровского уезда соседней Владимирской губернии и немало случаев исцеления парализованных или частично парализованных людей.


Судьба образа и его списков

Из-за нескончаемого потока паломников в 1886 году начальством скита было принято решение построить большой храм в честь Черниговской Богородицы. До этого времени икона находилась в тесном подземном храме пещерной части Гефсиманского скита. С постройкой красивого собора, выполненного из кирпича в традициях русского зодчества, пещерное отделение Гефсиманского скита, можно сказать, окончательно превратилось в самостоятельную Черниговскую обитель.


Икона пребывала в Черниговском соборе обители до 1922 года. После закрытия скита верующие увезли чудотворный образ в Москву в церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Символично, что основателем древнего Спасо-Андроникова монастыря, расположенного напротив этой церкви, был преподобный Сергий Радонежский. Однако в 1938 году закрыли и этот московский храм, после чего следы подмосковной святыни утрачиваются. По данным Православной Энциклопедии до революции с утерянной чудотворной иконы было сделано довольно много точных списков, большую часть которых выполнил скитский монах Герман Гомзин. Эти копии находились в Санкт-Петербурге, Перми, Саратове и даже Иерусалиме. В Елеонском Вознесенском русском монастыре, вероятно, до сих пор находится один из этих списков, привезенный паломниками из России на Святую землю незадолго до революции. Эта копия подмосковной «Черниговской» стала самостоятельно почитаться в Иерусалиме и получила там название «Елеонской Скоропослушницы».

Антон Саков