Истории святынь Подмосковья

Две иконы, вернувшиеся в сельский храм

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

В Преображенской церкви села Вельяминово Домодедовского района особо почитаются две старые иконы: Божия Матерь Млекопитательница и образ святого Феодосия Черниговского. Обе иконы были написаны более ста лет назад специально для этой церкви. После закрытия храма в советское время они исчезли, а в 1990-е годы, можно сказать, чудесным образом были найдены после более чем полувекового забвения.

«Млекопитательница»

Преображенский храм в селе Вельяминово, построенный во второй половине XIX века, был закрыт в 1936 году. Сначала в его помещении устроили зерновой склад, а после войны – клуб с рестораном «Иван да Марья». В 1992 году в здании храма возобновились богослужения, но к тому времени пропали все его иконы. Кроме того, были замазаны все фрески, и внутри остались только голые стены. Однако, как оказалось, не все было утрачено бесследно. Первая удивительная находка произошла еще в советские годы. Бригада строителей как-то разбирала старый деревянный дом, стоявший неподалеку от бывшего храма. Скидывая с чердака на землю доски и прочий мусор, рабочие нашли какую-то старую тетрадку. Начальник бригады бегло полистал тетрадь и заметил, что в написанном от руки тексте шла речь о местной церкви. Бригадир забрал тетрадь, и долгие годы хранил ее у себя дома как историческую реликвию.


Через много лет, когда вельяминовский храм вновь открыли, строитель принес находку настоятелю отцу Леониду Григорьеву. Священник внимательно изучил тетрадь и выяснил, что она была написана незадолго до революции последним священнослужителем церкви и являлась своеобразной летописью прихода. Согласно этой летописи каменный Преображенский храм был построен в 1872 году на месте старого деревянного на средства селян и богатых жертвователей, среди которых особо выделялась московская купчиха Мария Ивановна Колоколова. Эта пожилая женщина не только жертвовала большие суммы на строительство, но и приходила из Москвы в Вельяминово пешком, преодолевая расстояние примерно в 60 километров, чтобы лично понаблюдать за работой каменщика. В этой же тетради упоминалась чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница», которая почиталась до революции в окрестных деревнях. Каких-либо сведений, куда делась икона после закрытия храма, на тот момент ни у кого не было.

Первой в округе после многих лет антирелигиозной политики открылась Знаменская церковь села Кузьминское. Начиная с 1989 года, в нее начали приносить некоторые иконы закрытых храмов, хранившиеся по домам. Видимо, в это время туда каким-то образом и попала вельяминовская «Млекопитательница». Служители Знаменской церкви обратили внимание на надпись на лицевой стороне образа: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской горе в скиту святого пророка Илии иждивением генерала Сергея Семеновича Унковского  и посылается в благословение в храм Преображения Господня в село Вельяминово Московской губернии Серпуховского уезда 1895 года». Столь подробное указание не оставляло никаких сомнений в том, что эта была та самая чудотворная икона, которая упоминалось в тетради-летописи, случайно найденной строителями села Вельяминово. На праздник Преображения 19 августа 1992 года икона «Млекопитательница» вернулась на свое историческое место. По словам прихожан, чудеса происходят у этой иконы и в наше время.

Гора Афон и «Фрегат Паллада»

Стоит обратить внимание, что икона писалась монахами горы Афон. Святая Афонская гора находится на одноименном полуострове в восточной Греции. С древних времен эта земля была местом, где селились отшельники. В средние века Афон начинает считаться центром восточно-христианского монашества, сюда устремляются православные аскеты из самых разных стран. На сегодняшний момент Афон представляет собой самоуправляемую территорию, населенную в основном православными монахами, из-за чего его иногда называют «монашеской республикой». Афон состоит из двадцати мужских монастырей, самоуправление которых происходит согласно уставу, принятому более тысячи лет назад. Эти монастыри считаются, пожалуй, самыми строгими во всем православном мире, а богослужения в них совершаются в полном соответствии с древними канонами.


Есть на Афоне и русский Свято-Пантелеимонов монастырь, но «Млекопитательница», как упоминалось выше, была написана не там, а в Ильинском скиту. В конце XIX веке Ильинский скит также считался русской обителью, а сегодня он перешел под управление греков. Начало Ильинского скита положил старец Паисий Величковский – выходец из Полтавы. Прибыв на Афон в конце XIX века, он получил от одного из греческих монастырей полузаброшенную церковь пророка Ильи. В этом небольшом скиту селились в основном выходцы из Молдавии и русины, а к концу XIX века скит стали называть «малороссийским» из-за большого числа украинских монахов. Паисий Величковский был известным переводчиком греческой религиозной литературы на русский язык, и именно он перенес через своих учеников на русскую землю духовные практики, которые стали применять оптинские старцы в знаменитой Оптиной пустыни, расположенной под Козельском в Калужской губернии.

Генерал Сергей Унковский, «иждивением» которого была написана эта икона, был братом Ивана Семеновича Унковского – капитана легендарного фрегата «Паллада». Плавание к японским островам этого парусного военного судна увековечил в своих путевых записках писатель Иван Гончаров, который был одним из участников экспедиции. Выйдя из Кронштадта, корабль обошел Европу с севера, прибыл к Островам Зеленого мыса, обогнул Африку, после чего вышел к Сингапуру, Гонконгу, Шанхаю и, наконец, прибыл в страну восходящего солнца. Япония тогда только-только открывала себя для европейцев. До середины XIX века иностранцы не могли попасть в страну под страхом смертной казни, поэтому экспедиция «Паллады» стала одним из первых значимых контактов японцев и европейцев.


Икона Феодосия Черниговского

Вторая старая икона, которая так же вернулась в храм села Вельяминово спустя много лет, изображает святого Феодосия Черниговского. Этот святой жил в XVII веке на Украине и был одним из тех, кто выступал за верность православному учению в условиях натиска польского католического духовенства и униатов. В 1942 году, еще в те времена, когда в зале церкви было устроено зерновое хранилище, одна молодая сотрудница этого склада, заметила большую икону на стене церкви. Почему-то девушке пришла в голову идея унести икону к себе домой, хотя сделать это было не так просто: высота иконы составляла полтора метра. Тем не менее, она с большим трудом донесла икону к себе в село Успенское. Спустя 56 лет, когда церковь вновь открыли, ей, уже пожилой женщине, приснился сон, в котором святой с иконы стоял среди мусора и велел отнести себя обратно. Испугавшись этого сна, женщина пришла в храм и рассказала обо всем священнику. Образ Феодосия Черниговского вернулся в стены церкви и с тех пор наряду с «Млекопитательницей» особо почитается местными жителями и гостями из Домодедово, Москвы, Чехова и других городов.

Антон Саков
Загрузка...