Истории святынь Подмосковья

Две церкви Троицкой дороги и их святыни

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

В старину пеший путь из Москвы к святому Сергию Радонежскому по Троицкой дороге являлся особой религиозной традицией. Богомольцы делали остановки на отдых или ночлег в местах, ориентирами которым служили церкви. Два таких храма – Владимирский в Мытищах и Никольский в Пушкино – и сегодня хорошо видны с Ярославского шоссе. В этих церквях можно увидеть почитаемые иконы Богородицы: «Всецарица» и «Скоропослушница».

Радонежская десятина

В начале XVII столетия все подмосковные церкви делились на так называемые «десятины». Приходы, находившиеся по обе стороны Троицкой дороги, относились к Радонежской десятине. В те времена северная граница Москвы пролегала в окрестностях Рижского вокзала, поэтому в Радонежскую десятину входили также церкви Алексеевского, Ростокино, Медведково и других сел, которые сегодня являются районами Москвы. Линия древнего Троицкого тракта не совпадает в точности с современным Ярославским шоссе, поэтому некоторые церкви, стоявшие ранее прямо на богомольном пути, сегодня едва видны с дороги или вовсе исчезли из поля зрения. Немало храмов Радонежской десятины было разрушено. Однако в двух местах, как и в старину, дорогу в Троице-Сергиев монастырь украшают замечательные церкви. Их история тесно связана с обычаем паломнического хождения к мощам преподобного Сергия, в котором участвовали как простые крестьяне, так и цари и патриархи.

Владимирская церковь в Мытищах и Святой ключ

Красивая церковь голубого цвета, расположенная прямо у Ярославского шоссе за мостом через реку Яузу, посвящена Владимирской иконе Богородицы. В этом месте издавна проходили водные и сухопутные торговые пути во Владимир, Ростов, Архангельск. Деревянная церковь на этом месте появилась еще в XVII веке. На болотах, которые расположены по другую сторону трассы, некогда стояло сельцо с деревянной церковью. Со временем поселение опустело, а деревянную церковь перенесли на более сухое место ближе к Троицкой дороге. В XVIII веке старое здание заменили каменным храмом. Близость паломнического маршрута в Лавру повлияла на то, что в церкви устроили придел в честь Сергия Радонежского.


Заболоченные места, где когда-то стояло село с деревянным храмом, были знамениты своими ключами и хорошей водой. После эпидемии чумы в Москве Екатерина II повелела строить первый московский водопровод, используя воду именно этих источников. Главный мытищинский родник, который в народе называли Громовым или Святым, бил примерно в километре к югу от Троицкой дороги. Специально для паломников ключевую воду по трубе перебрасывали в бассейн у тракта. Здесь верующие отдыхали, пили чай, а потом шли помолиться во Владимирскую церковь. Водяной сторож, дежуривший у этого бассейна, разрешал богомольцу выпить одну кружку бесплатно, а за большее брал деньги. С 1804 года из Владимирской церкви совершались крестные ходы к часовне, которая некогда стояла прямо над Громовым колодцем. К сожалению, часовня над святым родником была разрушена в советские годы, а сам ключ исчез, возможно, еще раньше.

Владимирская церковь была закрыта в 1940-е годы. Из-за опасности налетов немецкой авиации высокую колокольню наполовину разобрали, а позже церковное здание частично перестроили. Внешний облик храма вернулся к нему в 2000-е годы. В 2013 году в церкви появилась своя почитаемая святыня – копия иконы Богородицы «Всецарица». Подлинник этого образа находится в древнем греческом монастыре Ватопед на горе Афон. Каждое воскресенье в 16:00 икона выносится священником из алтаря и перед ней совершается молебное пение.


Патриаршая Никольская церковь в Пушкино

Церковь Николая Чудотворца в Пушкино хорошо видна с дороги благодаря броским синим куполам и холму, на котором она была поставлена. С конца XVI века село Пушкино принадлежало высшим церковным иерархам. Первая церковь на этом месте представляла собой небольшой бревенчатый сруб. В 1643 году она была перестроена и освящена патриархом Иосафом. Патриархи московские, совершая свой паломнический путь к Сергию Радонежскому, нередко останавливались здесь на ночлег. Так описывалась одна из патриарших поездок в 1689 году: «патриарх вышел из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и того же числа вечернее кушанье было в селе Пушкине, а на утро пошел патриарх из того села к столовому кушанью в Троицкую вотчину в село Городок, а после столового кушанья в Троицкий монастырь». Простые богомольцы, увидев купола Никольской церкви, отмечали половину пройденного пути.


Каменную церковь, которая сохранилась до наших дней, построил патриарх Адриан в конце XVII века. Адриан был последним патриархом перед отменой этой должности царем Петром I. Фигура патриарха в Русском государстве появилась в те годы, когда светская власть утратила свою силу. Патриархи были как бы опорой авторитета власти в годы царствования болезненного и бездетного государя Федора Иоанновича, в правление не вполне законного в глазах поданных Бориса Годунова и в Смутное время. Однако цари из династии Романовых стали рассматривать патриархов скорее как помеху своей власти, чем опору. В правление Алексея Михайловича, церковная и царская власть столкнулись в споре о том, кто выше. В итоге патриарх Никон был отстранен от должности и сослан в далекий северный монастырь,  а чуть позже Петр I решил надежно обезопасить себя от подобных соперников и после смерти патриарха Адриана отменил патриаршество как таковое. С тех пор церковью вместо одной фигуры управлял коллективный орган из высокопоставленных духовных лиц – Святейший Синод, а за его работой следил государственный чиновник – обер-прокурор.


После смерти патриарха Адриана в Никольской церкви еще долго хранилось патриаршее кресло, обитое зеленым бархатом. Когда эта реликвия сильно обветшала, бархат с кресла сняли и сделали из его материала несколько деталей священнического облачения, а также мешочек для церковных хлебов – просфор. В 1940 году церковь закрыли, и большая часть убранства пропала. Однако почти сразу после войны, примерно в то же время, когда верующим вернули Троице-Сергиеву лавру, в Никольской церкви Пушкино вновь стали проводиться службы. В советские годы в храме находился почитаемый дореволюционный список с Афонской иконы Богородицы «Скоропослушница». Не так давно образ передали в Москву в новый строящийся храм, а в Никольской церкви города Пушкино осталась его точная копия. Ее можно увидеть в правом крыле храма на аналое – специальной подставке для икон.

Антон Саков