Истории святынь Подмосковья

Источник в селе Талеж

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

Старинный источник в селе Талеж Чеховского района можно считать, пожалуй, одним из самых красивых и благоустроенных святых ключей Подмосковья. Помимо водоразборного бассейна, здесь есть два отдельных деревянных сруба мужской и женской купальни, небольшой храм святого Давида Серпуховского и звонница. Трудно поверить, что несколько десятилетий назад это почитаемое место было почти заброшено, а его благоустройство началось лишь в 1995 году.

Прошлое села Талеж

Само название села Талеж указывает на бившие здесь с незапамятных времен родники. В документах XIV и последующих веков это место именовали немного по-разному: Талежское, Талесское, Талежи. Б.Вагнер в своей книге о происхождении подмосковных топонимов «Карта рассказывает» предполагал, что слово «талеж» образовано от глагола таять. По такому же принципу образованы многие известные нам отглагольные существительные, например: чертить – чертеж, рубить – рубеж и так далее. В старину словом «талеж» называли незамерзающий ключ или ручей. Сходное происхождение имеет и другое подмосковное село – Талицы Пушкинского района.


Село становится известным в конце XVIII века благодаря своему владельцу – графу Владимиру Орлову. В те годы императрица Екатерина Вторая подарила село Семеновское и прилегающее к нему село Талеж своему знаменитому фавориту Григорию Орлову, однако любимец царицы передарил его младшему брату Владимиру. Владимир Орлов выстроил замечательную усадьбу в Семеновском, а в Талеже сохранилась построенная им церковь Рождества Богородицы. Спустя почти столетие эти земли прославил Антон Павлович Чехов. Всего в шести километрах от источника находится музей-усадьба в Мелихово, посвященный жизни и творчеству писателя.

Документальное подтверждение тому, что источник в Талеже издавна считался окрестными жителями чудотворным, мы находим в записи местного священника Павла Величкина, который служил в упоминавшейся выше «орловской» церкви Рождества Богородицы. В 1892 году священник писал: «В селе Талежи с незапамятных времен в день пророка Илии совершается после литургии крестный ход для водоосвящения на водные ключи в северной оконечности села, почитаемые целебными». В этой же записи упоминается также молва, которая связывала Талеж с пустынником Давидом Серпуховским: «В границах деревни Шелковой, на расстоянии двух верст от оной, в лесу есть небольшая поляна, на которой небольшим кругом растут очень древние липы, и сия поляна, по местному преданию, есть место первоначального поселения преподобного Давида». Деревня Шелковая располагается недалеко от источника, поэтому можно предположить, что святой Давид, прежде чем основать свой монастырь на его нынешнем месте, действительно какое-то время жил в лесу у Талежа и пользовался водой из его ключа.


Давид Серпуховской и Иосиф Волоцкий

Святой Давид большую часть жизни провел в Пафнутьев-Боровском монастыре. Он был учеником святого Пафнутия и другом знаменитого проповедника Иосифа Волоцкого. В 1515 году Давид покинул Боровский монастырь и вместе с несколькими монахами направился в Серпуховские земли. Выбрав подходящее место у берега реки Лопасни, отшельники выстроили деревянные кельи и небольшую церковь. В том же году Давида в его маленькой обители посетил Иосиф Волоцкий, благословив тем самым начало нового монастыря. 1515 год с тех пор стал считаться датой основания Давидовой пустыни, отметившей два года назад свое пятисотлетие.

Основание монастыря пришлось на непростое время в религиозной жизни Московского царства. Неспокойно было и в Европе. В 1517 году начал свою проповедь католический священник  Мартин Лютер, призывая реформировать обряд и догматы западной церкви. Его деятельность стала одной из причин раскола внутри западного христианства и долгих кровопролитных войн между католиками и протестантами. Чуть ранее в Москве и Новгороде появилась свое новое религиозное учение, представители которого отрицали церковные обряды, поклонение иконам, святым и считали Иисуса Христа простым человеком. Они выше всего ставили книги Ветхого Завета, где описана история еврейского народа и его пророков, за что получили прозвище «жидовствующих».


Ересь быстро распространялась в Москве и Новгороде, охватив духовенство, богатых и образованных людей. К новому религиозному движению стали склоняться даже члены великокняжеской семьи, а, возможно, к нему тайно примкнул и московский митрополит. Иосиф Волоцкий – друг святого Давида – стал одним из тех, кто возглавил движение в защиту православного христианства от расползавшейся ереси. Он имел большое влияние, в том числе и на великого князя. Его непримиримая позиция по отношению к «жидовствующим», вполне возможно, избавила страну от религиозных войн, не дав новому учению вырасти в реальную политическую силу. Добившись осуждения ереси на церковном соборе, Иосиф также одержал верх и в споре с так называемыми «нестяжателями», которые хотя и не отрицали христианские догматы, призывали церковь отказаться от принадлежавших ей земель и богатств в пользу государства.

«Живоносный источник»

Над водоразборным бассейном источника Талеж в часовне есть мозаичная икона Богородицы, которая изображена вместе с младенцем Иисусом как бы внутри чаши фонтана. Этот тип икон называется «Живоносный источник». Обычай посвящать водные источники Деве Марии и строить при них часовни с такими иконами пришла в Россию в XVI веке от греков. У самих греков этот обычай был навеян преданием о чудесном явлении Богородицы византийскому императору Льву Маркеллу. Еще до того, как Лев стал монархом, он однажды встретил недалеко от Константинополя слепца, который просил напоить его водой. Лев пожалел слепого и стал искать воды в роще, что была неподалеку. Неожиданно он услышал голос Девы Марии, которая указала ему место колодца и велела омыть водой глаза больному. Лев выполнил повеление, после чего слепой стал видеть. Став императором, Лев воздвиг монастырь на месте рощи и назвал его «Живоносным источником».


В наше время известны многие случаи исцеления болезней от воды источника в селе Талеж. Один из них описывает излечение как раз от глазного заболевания: «Несколько лет назад две дочери привезли в Давидову пустынь свою маму. С ней произошел несчастный случай в метро: при падении она ударилась головой, что повлекло нарушение зрения. Врачи поставили диагноз: атрофия глазного нерва. Женщина могла смотреть только вниз, веки не поднимались. Сели в автобус и отправились на источник святого Давида в Талеж. Мама не могла погрузиться целиком в воду, только облилась с молитвой. Вышла и говорит: «ой, какая красота вокруг!» Дочери поняли, что совершилось чудо, и преподобный Давид вернул ей зрение».


Антон Саков
Загрузка...