Истории святынь Подмосковья

История монахини Нилы и Златоустинской церкви Воскресенска

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

Напротив алтаря Златоустинской церкви города Воскресенска расположен небольшой погост. На этом кладбище в маленькой кирпичной часовне находится могила почитаемой в Подмосковье и за его пределами монахини Нилы. Она умерла в 1999 году в возрасте 97 лет, а последние годы ее жизни были связаны с Воскресенским районом и старинной церковью Иоанна Златоуста, которая расположилась на живописном берегу Москвы-реки.

Александр Трофимов и Зинаида Свириденкова приводят в своей книге такое воспоминание о монахине Ниле: «мы вошли в полутемную комнату с невысоким потолком. По стенам — лавки, стулья, стол. Возле стола, опираясь на него одной рукой, сидела схимонахиня Нила. Никто бы не мог назвать её «бабушкой» или «старушкой». Было понятно, что ей много лет, что она очень больна, почти не встает и вряд ли может ходить самостоятельно. Однако в ней чувствовалась удивительная сила, прочность, требовательность и какая-то неведомая мне твердость. Но особенно поразил голос — не немощный старческий, а резковатый и звучный. С первого момента я почувствовала, что от нее невозможно что-либо утаить. И так во все время нашего пребывания в келье я оставалась с чувством, что матушка видит (или слышит) меня насквозь, со всеми моими мыслями и страстями. Матушка была в очках, причем одно стекло было треснуто, что прибавляло лицу строгости».


Хотя формально схимонахиня Нила не канонизирована церковью, многие верующие считают ее человеком святой жизни. Сохранилось немало свидетельств об излечениях от болезней и других чудес, которые совершались по молитве монахини. По словам прихожан Златоустинской церкви Воскресенска, чудеса продолжают происходить у ее могилы до сих пор. Народное почитание праведного человека не запрещено церковными правилами, и часто становится основанием для его официальной канонизации.

В молодости на долю Нилы, которую до пострига в схиму, то есть до возведения в особую степень монашества, звали Евфросинией, выпало много страданий. Она родилась в одном из сел нынешней Донецкой области и была девятым ребенком в семье. Уже в двенадцатилетнем возрасте она оказалась в монастыре. В 1930-е годы всех монахинь этого монастыря арестовали. Совсем еще молодая девушка Евфросиния Колесникова сначала получила семь лет тюрьмы за принадлежность к церкви, а за отказ отречься от своей религии срок был увеличен до двадцати лет лагерных работ на печально известных Соловках. Как вспоминала монахиня, выжить заключенным в тех условиях, в которые они попали, было очень трудно. Всех прибывших в Соловецкий лагерь осужденных женщин разместили не в бараках, а в норах-землянках. Еду приходилось добывать самим: варили траву, корни, листья и кору деревьев. Во время одной из таких вылазок в поисках еды монахине явился в лесу древний святой Нил Столбенский с куском хлеба в руках.


После закрытия Соловецкого лагеря в 1939 году заключенных на баржах отправили в республику Коми, где ситуация с едой была еще хуже. В упоминавшейся выше книге сохранено воспоминание Нилы о том, что спастись от голодной смерти ей помогал пес конвоира: «На лесоповале мы работали в сопровождении конвоя с собаками. Там я познакомилась с одним охранником, который предложил передавать мне еду с помощью овчарки по кличке Султан. Султан полюбил меня и помогал нам не умереть с голода. Я вешала на шею овчарки котелок, и она бежала к моему благодетелю, который, наполнив котелок, говорил Султану: «Неси своей» — и тот отправлялся в опасный путь. Содержимое котелка делили на всех. Собака была очень умной и знала, что нужно нести тайком, так, чтобы не увидели люди с оружием: где ползла, где пряталась за деревьями и кустами, а зимой — в сугробах, таясь от охранников, которые давно заподозрили что-то неладное с этим псом».

В 1949 году заключенную монахиню Евфросинию неожиданно вызвали к начальству лагеря и объявили о досрочном освобождении. Она провела в лагерях более четырнадцати лет. Этот отрезок времени монахиня сравнивала со ста годами, проведенными на свободе. После освобождения Евфросиния скиталась по разным городам страны. В 1960 году она приняла схимнический постриг в Троице-Сергиевой Лавре и получила новое имя – Нила, в честь явившегося ей на Соловках святого. Несколько раз сменив место жительства, она обосновалась в Подмосковье, в рабочем поселке Фосфоритный, где тогда добывали руду для химкомбината в Воскресенске. Небольшой домик, который она делила с соседкой, стал на долгие годы ее монашеской кельей. Более десяти лет схимонахиня Нила читала и пела в храме Иоанна Златоуста города Воскресенска, возле алтаря которого и была похоронена в 1999 году.


Церковь святого Иоанна Златоуста в бывшем селе Новлянском, которое сегодня вошло в черту города, в советские годы была одним из немногих действующих храмов в районе. Церковь была построена в XVIII веке на землях, которые издавна принадлежали одноименному Златоустинскому монастырю в Москве. Этот старинный монастырь был закрыт и разрушен в советское время, поэтому церковь в Воскресенске, наряду с названиями Малого и Большого Златоустинского переулка в столице, осталась единственным напоминанием о существовании этой обители. В 1937 году власти, казалось, добрались и до этой подмосковной церкви. Ее закрыли, однако внутреннее убранство, масляные росписи стен и иконы, к счастью, сохранились. Почти сразу после окончания Великой отечественной войны, на волне «потепления» в отношениях православной церкви и государства, в храме вновь стали совершаться богослужения.

Иоанн Златоуст – святой, которому посвящен храм, и чья икона изображена напротив могилы монахини Нилы, был византийским священником, а затем и епископом в Константинополе. Этот святой четвертого века вошел в историю церкви, как выдающийся богослов. Свое прозвище «Златоуст» получил еще в молодости, проявив себя как замечательный проповедник. Толкования Библии Иоанна Златоуста считаются классическими для этого церковного литературного жанра. Кроме того, Иоанн Златоуст считается автором богослужебных текстов той версии литургии, которая чаще всего совершается в православной церкви.


Наиболее почитаемой святыней Златоустинского храма является икона Иерусалимской Божией  Матери. Она стоит справа от старинного пятиярусного иконостаса 1865 года. Двухметровая икона впечатляет своими большими размерами и богатой ризой. Во время крестных ходов ее с трудом несут восемь человек. Во вторник, после воскресения, когда празднуется день всех святых, совершается торжественный молебен и крестный ход. Также каждую пятницу перед иконой читается и поется акафист – особые хвалебные песни.

Интересно, что в юго-восточной части Подмосковья есть как минимум еще две почитаемые старинные копии Иерусалимской иконы. Одна из них хранится в Вознесенской церкви села Речицы Раменского района, расположенной прямо возле Егорьевского шоссе. Почитание этой иконы связывают с чудом избавления жителей села от холеры в середине XIX века. Вторая Иерусалимская икона почитается в церкви Дмитрия Солунского села Малахово, что недалеко от Бронниц. Оба упомянутых храма, как и Златоустинская церковь в Воскресенске, избежали разорения в советские годы и сохранили дореволюционные чтимые образы, иконостасы, росписи и прочее внутреннее убранство.


Антон Саков