Истории святынь Подмосковья

Торопецкая икона Богородицы в Истринском районе

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

В церкви святого Александра Невского поселка Княжье Озеро Истринского района с 2009 года хранится одна из старейших  почитаемых в России икон Божией Матери, которая имеет сразу четыре названия: Эфесская, Корсунская, Полоцкая, Торопецкая. Исследователи датируют ее написание XIV веком, а некоторые из них считают образ еще более древним.

Торопецкая икона Божией Матери исторически не связана с Подмосковьем, но по стечению обстоятельств последние годы хранится в одной из приходских церквей Истринского района. Изначально предполагалось, что древняя святыня проведет в Подмосковье один год, пока не будут созданы условия для ее хранения в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец Тверской области, однако временное пребывание образа по разным причинам затянулось на восемь лет. Не исключено, что святыня когда-нибудь вернется на свое историческое место в Торопец, но пока увидеть икону можно в церкви Александра Невского при поселке Княжье Озеро.


По церковному преданию эта икона Богородицы попала на Русь из греческого города Эфес благодаря княжне Евфросинии Полоцкой в XII веке. По пути из Византии икона более года пробыла в Корсуни – то есть в Крыму, откуда и взялось ее второе название. Когда святыня прибыла на Русь, княгиня поместила ее в Спасском монастыре в древнем Полоцке. Однако многие столетия образу суждено было провести в городе Торопец, по имени которого икона Богородицы получила свое основное название.

В 1796 году торопчане обратились с просьбой о финансировании церкви к императору Павлу Петровичу. В этом письме они упомянули и чудотворную икону Богородицы: «Соборная церковь наша была ознаменована и почтена бывшем в ней бракосочетанием великого прародителя вашего, благоверного князя Александра Невского с княжною Полоцкою Параскевою Брячиславною. Эта княжна принесла с собой из Полоцка помянутую чудотворную икону Божией Матери, принесенную святою княжною Евфросиниею из Эфеса. Сия икона с того самого времени здесь обретается и достолепно почитается».


Интересно, что жители Торопца хотели подчеркнуть мнимую родственную связь императора Павла с легендарным князем Александром Невским, чья свадьба действительно произошла в Торопце, несмотря на принадлежность одного к династии Рюриковичей, а другого к Романовым. Традиция символически роднить обе династии восходила еще ко временам царствования Алексея Михайловича, который по той же логике называл Иоанна Грозного своим «прародителем», хотя, очевидно, что прямой родственной связи у них не было.

В XVI веке икона избавила Торопец от нашествия отрядов царя Ивана Грозного. Жестокий правитель разгромил Новгород и наводил страх на окрестные города. Торопчане боялись, что царь приедет в город и увезет в Москву их любимую икону. Они решили прибегнуть к хитрости – художник написал копию образа, который священники потом поставили в соборе на видном месте и богато украсили. Подлинник, напротив, убрали за алтарь и сняли с него все украшения. Однако страх торопчан был напрасным, по милости Девы Марии Иван Грозный вернулся из Новгорода в Москву, минуя Торопец.


Похожая история случилась в 1812 году, когда французы стремительно наступали со стороны Смоленска. Местные жители носили икону вокруг развалин старой крепости и ставили ее на въездах в город. Узнав о приближении врага, люди решили покинуть город и взять икону с собой. Почти не имея надежды на спасение, они собрались у некоего «Студеного колодца» и молились о милости Божией Матери. В это время горожанам принесли неожиданную весть – армия Наполеона резко повернула обратно на Смоленск, и, таким образом, город был спасен.

Священник Владимир Щукин приводит текст из рукописного сборника XVIII века, в котором очень подробно описано чудо избавления города от нашествия литовцев в 1611 году. По-видимому, это чудо оставило наибольший след в памяти людей. Литовцы расположились станом у села Конищево примерно в 30 верстах от Торопца и восемь дней готовились к штурму. Летописец повествует: «страшно и ужасно начали бить в остроге из многих пищалей, самопалов и луков. Испустили на град пульки и стрелы, будто дождь сильный шел три часа… от грома их пищалей все дома содрогались». Неожиданно в безнадежной, как казалось, для русских битве произошел перелом: «в один час бессильные сильных одолели, малочисленные множество побило, но не городским войском такое множество побили, а ангельской помощью». Интересно, что у местных крестьян долго еще водилось суеверие кидать к холмику, где предположительно стояли станом поверженные литовцы в Конищево, немного овса. Считалось, что там погребен литовский богатырь и «подкармливать» его нужно, чтобы избежать беды.


Однако иконе не было суждено оставаться в Торопце постоянно. В 1930-е годы начался новый круг путешествий образа Богородицы по разным городам. В это время закрыли Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, где икона хранилась с XIII века, и святыня попала в местный музей. Из Торопецкого музея икону передали в Ленинград в Русский музей. Там в послевоенные годы была проведена неудачная реставрация, которая только ухудшила состояние древней иконы. Торопецкую Божию Матерь не стали размещать в основной экспозиции, а поместили в подвальные хранилища. Там образ пробыл вплоть до 2009 года, недоступный никому, кроме узкого круга сотрудников музея. Передача иконы из музея церкви вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одни были рады восстановлению справедливости и тому, что святыня вновь станет доступной для верующих, а других смущал, по крайней мере, тот факт, что икона «вернулась» совсем не туда, откуда была в свое время изъята.

Инициатором передачи стал автогонщик, предприниматель и меценат Сергей Шмаков. Кстати, именно он выступил с известной инициативой подарить квартиру белорусскому спортивному чиновнику, который вопреки запрету, развернул российский флаг на церемонии открытия Параолимпийских игр в Бразилии. Этот предприниматель построил на свои средства храм Александра Невского в подмосковном поселке Княжье Озеро и оплатил покупку для Торопецкой иконы специальной камеры с особым микроклиматом. Этот дорогостоящий аппарат, по данным некоторых СМИ, не мог позволить себе и сам Русский музей. На данный момент музейщики, которые периодически навещают икону на месте ее временного пребывания в Истринском районе, фиксируют ее удовлетворительное состояние, но вопрос о ее дальнейшей судьбе открыт. Так или иначе, пока не принято решение о ее передаче в Корсунско-Богородицком собор в город Торопец или о возвращении обратно в музей, у верующих Москвы и Подмосковья есть уникальный шанс помолиться у этого чудотворного образа, который имеет столь древнюю историю.

Антон Саков