Истории святынь Подмосковья

Три руки и луна на иконах Богородицы

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

С Ново-Иерусалимским монастырем, расположенным в городе Истра, связано появление в России необычной иконы «Троеручицы», на которой Богородица изображается с тремя руками. В Воскресенском соборе обители сегодня хранятся два варианта письма этого образа. Еще одна почитаемая ново-иерусалимская икона Богородицы «Радость всех ангелов» также несет в себе интересную символику – Богоматерь изображена стоящей на луне.

Никоновская икона «Троеручицы»

«Вступив в южные двери в собор… первыми предметами, обратившими на себя мое внимание были прямо против южных дверей «камень помазания тела Христова», а против него направо  икона Божией Матери «Троеручица» – так описывал еще в XIX веке князь Николай Сергеевич Голицын свои первые впечатления от путешествия в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный знаменитым патриархом Никоном.


Во времена патриаршества Никона наладились постоянные контакты московского духовенства с православными священниками и монахами из Османской империи и Палестины. Реформы русских обрядов, которые проводил Никон в середине XVII века, должны были способствовать объединению всех православных народов мира под главой московского патриарха. Для осуществления этой амбициозной задумки нужно было «подогнать» русскую богослужебную практику под тот обряд, который употребляли православные христиане на Балканах, Ближнем Востоке и Украине. Мечте Никона не было суждено осуществиться, а изменение старого обряда вызвало болезненный раскол внутри самой русской церкви. Тем не менее, в это время в Москву попадают списки с разных чудотворных икон Востока. В 1661 году православные сербы подарили московскому патриарху необычную икону Божией Матери «Троеручица» из афонского Хиландарского монастыря.

Никон поместил подаренную сербскими монахами икону Богородицы в своем любимом монастыре на реке Истре, который мыслился им как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно завещанию, патриарх был похоронен в Предтеченском приделе Воскресенского собора, рядом с тем местом, где была установлена икона «Троеручица». Эта икона стала очень популярна в России, а ее копии появились и в других городах. Известный старинный список с никоновского образца «Троеручицы» до сих пор хранится в Москве в церкви Успения в Гончарах. К сожалению, подлинник иконы был утрачен, и сегодня в Истре хранится копия, сделанная с него в XIX веке.


Легенда о руке святого Иоанна Дамаскина

Почему же на иконе появилась третья рука? Согласно церковному преданию первый подобный образ появился еще в VIII веке в сирийском городе Дамаске. Серебряный медальон в виде кисти прикрепил к обычной иконе Богородицы святой Иоанн Дамаскин в благодарность за исцеление руки. Святой Иоанн жил во времена правления византийского императора Льва, который запрещал в своем государстве поклоняться изображениям Иисуса Христа, Богородицы и святых. Иоанн Дамаскин, будучи влиятельным чиновником соседнего с Византией Арабского халифата, напротив, активно защищал древний обычай почитать иконы среди христиан.

Не имея возможности напрямую расправиться со своим врагом, император оклеветал Иоанна Дамаскина перед халифом, обвинив его в подготовке мятежа против мусульманского владычества в Дамаске. Это противоречило мирному договору между Византией и халифатом, и, пришедший в ярость халиф, приказал тут же отсечь Иоанну Дамаскину руку. Когда гнев халифа прошел, а доказательств политической измены не обнаружилось, Иоанн попросил у мусульманского правителя вернуть ему отрубленную руку. Оклеветанный взял руку к себе в комнату и всю ночь молился у иконы Девы Марии. Проснувшись утром, Иоанн Дамаскин обнаружил, что отрубленная рука приросла обратно и была полностью здорова. В благодарность за это невиданное чудо святой и прикрепил медальон в виде руки внизу иконы.


Список «Троеручицы» из Ново-Иерусалимского монастыря, который стал образцом для многих других списков этой иконы в России, не вполне соответствует церковной легенде. Глядя на вариант иконы, подаренной Никону, складывается впечатление, что лишняя рука принадлежит именно Богородице, а не символизирует отсеченную руку святого Иоанна Дамаскина. Живописец почему-то изобразил руку в той же самой одежде, в которую облачена Матерь Божия. В этой связи позднее в Ново-Иерусалимском монастыре появилась новая трактовка, согласно которой рука появилась на иконе сама в процессе работы иконописца. Подумав, что это чья-то шутка, художник сначала пытался закрасить ее, но на протяжении нескольких дней лишняя рука снова и снова появлялась на доске. Наконец, монах услышал во сне голос, объяснивший ему, что Дева Мария двумя руками держит младенца Иисуса, а третьей рукой держит над почитающими ее людьми свой покров.

В 2011 году в канун 350-летия появления «Троеручицы» в Ново-Иерусалимской обители с Афона был привезен еще один список с подлинной иконы сербского Хиландарского монастыря. Новый список можно увидеть справа от входа в начале обходной галереи Воскресенского собора. Этот вариант иконы, который гораздо более точно соответствует изначальному афонскому образу, заметно отличается от «никоновского». Помимо строгих «восточных» черт лица самой Богородицы, третья рука здесь не нарисована, а изображена в виде серебряной накладки, из-за чего руку святого Иоанна никак нельзя спутать с руками самой Девы Марии.


Икона «Радость всех ангелов»

Еще один необычный образ Богородицы, который связан с Ново-Иерусалимским монастырем, находится в главном иконостасе Воскресенского собора. Икона изображает Деву Мария с младенцем, стоящую на полумесяце и как бы парящую над изображением монастыря. Головы Богородицы и младенца Иисуса венчают короны, которые поддерживают фигуры ангелов. На полумесяце есть надпись на церковно-славянском языке: «и луна под ногама ея». Это цитата из библейской книги Апокалипсис, которая полностью звучит так: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд…и родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы». Эти строки одни святые толковали как указание на Богородицу, а другие – на христианскую церковь.

Символ луны из книги Апокалипсиса  часто изображается на надкупольных крестах церквей. К слову, полумесяц есть почти на всех крестах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иногда такие кресты украшались символами двенадцати звезд и солнечного диска, что еще больше связывало их с упомянутыми словами из Библии.


Прообразом ново-иерусалимской «Радости всех ангелов» являлась икона западного письма «Благодатное небо», которую привезла в Москву литовская княжна Софья Витовтовна в качестве благословения родителей на брак с московским князем Василием I. В конце XVII века с этого образа иконописцами была сделана копия, которая изображала Богородицу в полный рост с короной на голове и с полумесяцем под ногами, для Архангельского собора московского кремля. Там эту икону можно увидеть в нижнем ряду иконостаса и сегодня. «Радость всех ангелов» существенно отличается от иконы «Благодатное небо» только тем, что внизу у первой добавлено изображение Ново-Иерусалимского монастыря.

Антон Саков
Загрузка...