Истории святынь Подмосковья

Усыпальница рода Сергиева в Хотьково

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских являются главной святыней Покровского женского монастыря в Хотьково. Почитание родителей преподобного Сергия, закончивших свою жизнь в этой обители, зародилось почти одновременно с почитанием самого Сергия Радонежского. Под резной деревянной сенью над ракой в Покровском соборе можно также увидеть интересную икону «Рода Сергиева». На этом образе помимо Сергия, Кирилла и Марии изображены еще пять его родственников. Эта святыня олицетворяет влияние семьи на путь великого русского святого.

Три фигуры на переднем плане иконы «Рода Сергиева» имеют нимбы над головами. Слева от изображения гроба Кирилла и Марии стоит их сын Сергий Радонежский, в центре в архиерейском облачении – их внук ростовский святитель Феодор, а справа старший сын – преподобный Стефан. Фигура третьего сына Петра находится справа и без нимба. На втором плане с левой стороны стоят две женщины: одна в желтом, а другая в красном платье. Это жены сыновей – Анна и Екатерина.


Не будет преувеличением сказать, что именно в Хотьково началась история знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Из жития Сергия Радонежского, составленного монахом Епифанием в XV веке, нам известно, что отец преподобного был знатным боярином из Ростова. В силу обстоятельств Кирилл со своей женой Марией и тремя сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем – будущим Сергием – вынужден был переселиться из Ростова в село Радонеж. Когда дети выросли, супруги решили по старинному обычаю принять монашеский постриг, чтобы достойно подготовиться к смерти. Для этого Кирилл и Мария выбрали Покровский монастырь в Хотьково, который находился недалеко от их дома.

Хотьковский монастырь выделялся тем, что в нем могли вместе жить монахи и монахини. Такие монастыри существовали на Руси вплоть до царствования Ивана Грозного, когда согласно соборному определению инокам и инокиням было запрещено жить в одной обители. Таким образом, Кирилл и Мария, уйдя в монастырь, можно сказать, не расставались друг с другом и после кончины были погребены вместе. Старший сын благочестивых супругов Стефан, хотя и женился, также был склонен к монашеской жизни. Его жена Анна рано умерла, поэтому Стефан решил постричься в монастыре в Хотьково, куда прежде ушли его родители. Двух малолетних сыновей он, вероятно, отдал на воспитание в семью брата Петра.


Вскоре после кончины родителей к Стефану в Покровскую обитель пришел его младший брат Варфоломей, который также желал иночества. Он убедил Стефана уйти в лес в более уединенные и безлюдные места. Тогда в Хотьково, можно сказать, и зародилась мысль двух братьев-пустынников основать Троицкий монастырь. Варфоломей и Стефан покинули Покровскую обитель и, исследовав разные места, остановились в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, где срубили церковь в честь Святой Троицы. Стефан, будучи одним из основателей знаменитой в будущем обители, вскоре покинул младшего брата и уехал в другой монастырь. Сын Стефана Иоанн позже последовал примеру дедушки и бабушки, отца и дяди и также стал монахом. Он известен в церкви как святитель Феодор. Считается, что по просьбе своего дяди и учителя святого Сергия Радонежского он участвовал в создании Симонова монастыря в Москве, а, став епископом, переехал в родной для семьи Ростов.


Могила родителей преподобного Сергия стала объектом народного почитания с очень давних времен, хотя формально общецерковное признание Кирилла и Марии Радонежских святыми состоялось лишь в 1992 году. Их могила с XIV века находилась в Покровской церкви. Эта церковь не раз перестраивалась в течение веков. Дошедшее до нас каменное здание собора было построено в 1816 году. Могила преподобных находится сегодня внутри Покровского храма в трапезной части с правой стороны. О том, что народное почитание радонежской четы началось задолго до официальной канонизации, свидетельствует богато украшенная сень над их гробом, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях Покровского собора.

В период закрытия монастыря в XX веке останки были вынесены из церкви и погребены в земле недалеко от Покровского собора. С момента восстановления монастыря в 1992 году мощи родителей Сергия вернулись в храм, а на монастырском погосте установили памятную плиту, с указанием места, где они покоились в советские годы. Там же на погосте в 2010 году был установлен красивый резной каменный крест с барельефными изображениями Иисуса, ангелов, предстоящих святых, а также Кирилла и Марии Радонежских. Из надписи на этом кресте мы узнаем, что в Хотьковском монастыре помимо родителей преподобного были погребены и другие его родные: старший брат Петр, племянник Климент и две невестки Анна и Екатерина.


Паломники в старые времена имели негласный обычай перед посещением Троице-Сергиевой лавры и гроба радонежского праведника, обязательно зайти в Покровский монастырь в Хотьково, чтобы поклониться родителям преподобного. Такая последовательность паломнического пути была вполне логична для богомольцев, двигавшихся из Москвы, ведь Хотьково располагалось прямо на их пути в Сергиев Посад. Более того, сама планировка монастыря и сейчас представляет собой вытянутый прямоугольник. Все храмы и постройки группируются не вокруг какого-то главного собора, а по обеим сторонам своеобразной центральной «улицы» обители, которая в старину являлась одновременно отрезком длинного паломнического пути в Лавру.

Совсем другой маршрут был у паломников северо-востока страны, которые двигались, например, из Ярославской губернии. Им по пути был ближе сам Троицкий монастырь с мощами Сергия, а не Хотьково. Однако народное убеждение, что прежде нужно обязательно поклониться гробу родителей святого и испросить у них символического благословения, оказывалось сильнее логики маршрута. Эти богомольцы, достигнув Сергиева Посада, проходили мимо стен Лавры и делали лишние десять верст до Хотьково. Только после поклона преподобным Кириллу и Марии они возвращались обратно к Лавре.


Сегодня архитектурной доминантой монастыря является Никольский собор, построенный в 1904 году архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Более старый Покровский собор, где покоятся мощи родителей Сергия, после постройки второго храма оказался как бы в тени массивного здания из красного кирпича, напоминающего чем-то византийскую греческую архитектуру. Александр Латков до революции в течение двадцати лет был лаврским зодчим. Им были построены многие здания в Троицкой обители и ее скитах. Любопытная постройка Латкова сохранилась в Москве недалеко от метро Римская. Речь идет о часовне «Проща» Спасо-Андроникова монастыря, которая стоит, зажатая с двух сторон магазинами и кафе, на улице Сергия Радонежского. По преданию, часовня была поставлена на том месте, где святой Сергий попрощался со своим учеником Андроником, поручив ему возглавить Спасский монастырь на реке Яузе. 

Антон Саков