Церковь Рождества Богородицы в Образцово

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Храм Рождества Богородицы в селе Образцово городского округа Щелково был возведен в 1736 году по заказу владельца села Платона Ивановича Мусина-Пушкина. Церковь не закрывалась в советские годы, сохранила внутреннее убранство, росписи, иконы и старинный иконостас, который венчают деревянные скульптуры. Богородице-Рождественский храм имеет два придела, освященных в честь редких святых – святого Евфимия Великого и преподобной Марфы.

Образцово – вотчина боярина-инока Хабарова

Местность, где расположено село Образцово, во второй половине XVстолетия принадлежала представителям древней и знатной русской фамилии – Хабаровым. Один из предков Хабаровых боярин Василий Федорович Образец-Симский в 1471 году воевал на Двине и в Заволочье, в 1478-1479 годах служил воеводой в Новгороде и Вятке. Вероятно, от прозвища Василия Федоровича «Образец» и произошло название села Образцово.

Внук Образца-Симского Иван Иванович Хабаров проявил себя не только на военном поприще и царской службе, но и остался в истории, как благочестивый христианин. В 1547 году Иван Иванович Хабаров выстроил каменную церковь Введения Пресвятой Богородицы у стен Троице-Сергиевой лавры, которая сохранилась до сих пор. Он также любил украшать богослужебные книги, святые иконы, аналои. Боярин делал щедрые пожертвования в Иосифо-Волоцкий, Переславский Горицкий и Ростовский Борисоглебский монастыри.

Иван Иванович Хабаров предпочитал уединенную жизнь и затворничество – келью и четки в руках. В 1558 году он принял иночество, в 1573 году числился среди братии Кирилло-Белозерского монастыря под именем инока Иоасафа. Там, в северной русской обители, славный боярин закончил свои земные дни, и был погребен за алтарем церкви Архангела Гавриила.

Сыном Ивана Ивановича Хабарова (впоследствии инока Иоасафа) был Федор Иванович Хабаров. В писцовой книге за 1584-1586 годы его имя встречается в первом документальном упоминании подмосковного села Образцово: «Спасо-Евфимьева монастыря из Суздаля, что была Федоровская вотчина Иванова сына Хабарова село Образцово на реках Клязьме и Уче, а в нем церковь…». От своего набожного отца Федор Иванович унаследовал любовь к монастырям. Многочисленные владения Хабаровых после кончины бездетных Федора Ивановича и его брата Ивана в 1590-е годы отошли московскому Чудову и Троице-Сергиеву монастырям. Село Образцово Федор Иванович Хабаров еще в 1570-е годы передал Спасо-Евфимиевой обители древнего города Суздаля. Монастырским владением Образцово являлось вплоть до начала царствования Петра I.

Строительство ныне существующей каменной Богородице-Рождественской церкви в Образцово было закончено в 1736 году, а до этого в селе поочередно сменилось пять деревянных храмов. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы существовала здесь еще во времена Хабаровых. В 1578 году по инициативе начальства Спасо-Евфимиевой обители в Образцово была построена вторая деревянная церковь (взамен обветшавшей) с тем же посвящением Рождеству Богородицы, но с новым приделом во имя преподобного Евфимия Великого. Третья деревянная церковь появилась после Смутного времени в 1620-е годы и просуществовала почти столетие. Четвертую и пятую церкви в Образцово возвели в начале XVIIIвека новые владельцы Мусины-Пушкины.

Храмоздатели Мусины-Пушкины

С 1701 года история Богородице-Рождественского прихода тесно связана с новыми владельцами села Образцово Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным и его сыном Платоном Ивановичем. 24 января 1701 года граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин был поставлен царем Петром Iво главе особого ведомства – Монастырского приказа. Вместо жалованья графу было передано село Образцово, которое до этого, как указывалось выше, принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю. Эта передача изначально была временной, однако граф смог в 1710 году добиться у царя полной собственности на село Образцово. Спасо-Евфимиев монастырь пытался оспорить это решение, пользуясь тем, что граф вскоре впал в немилость царя, однако в итоге вотчина все же осталась за Мусиным-Пушкиным, что было подтверждено новой жалованной грамотой в 1722 году.

В 1730 году Образцово перешло по наследству сыну Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина – Платону Ивановичу, который и построил нынешнюю каменную церковь. Отец и сын Мусины-Пушкины оставили после себя добрую память, как храмоздатели. По их заказу были возведены несколько каменных церквей в Подмосковье: в 1725 году Троицкая (Борисоглебская) в Раменском, в 1728 году Рождества Иоанна Предтечи в селе Новорождествено (не сохранилась), в 1737 году были освящены церкви в селе Глазове (не сохранилась) и селе Горетове Можайского уезда.

В 1733 году Платон Иванович Мусин-Пушкин начал постройку каменной церкви в селе Образцово. Новый храм сохранял древнее посвящение Рождеству Богородицы и придел преподобного Евфимия Великого, но храмоздатель также желал добавить второй придел – в честь преподобной Марфы, матери Симеона Столпника. Редкая святая была небесной покровительницей супруги Платона Ивановича – Марфы Федоровны Хомяковой.

Каменный храм Рождества Богородицы был построен в 1736 году, а уже через 4 года граф Платон Иванович Мусин-Пушкин был подвергнут суду по делу о заговоре против императрицы Анны Иоанновны. Главным заговорщиком был назначен противник «бироновщины» Артемий Волынский. 23 июня 1740 года три лидера заговора были казнены, а граф Мусин-Пушкин, как один из «конфидентов», был лишен всех имений и сослан в заточение в Соловецкий монастырь. В северной ссылке граф, однако, пробыл недолго: в декабре того же 1740 года ему разрешили вернуться и жить в одной из своих деревень в Можайском уезде. Так или иначе, Образцово Мусиным-Пушкиным больше не вернули.

С 1740 года, после ареста Мусина-Пушкина, имение перешло к Алексею Петровичу-Бестужеву Рюмину, затем к его сыну Андрею и племянникам Алексею и Михаилу Волконским. В XIXвеке Образцовым владели также купцы Мещаниновы и Ляпины, а последними хозяевами села до революции 1917 года были дворяне Кисель-Загорянские. Великолепный надгробный памятник майора Николая Петровича Кисель-Загорянского в виде скалы-голгофы до сих пор сохранился на погосте церкви Рождества Богородицы в Образцово. Еще одно интересное надгробие сберегло память о гонимом храмоздателе – справа от входа в храм погребен Иоанн Кулешевский – «верный слуга графов Мосиных-Пушкиных», как гласит текст на могильной плите.

Преподобный Евфимий и святая Марфа – мать Симеона Столпника

Стоит сказать несколько слов о редких святых, которым посвящены приделы церкви в Образцово. Святой Евфимий Великий родился в городе Мелитине близ реки Евфрат и с раннего детства воспитывался в семье дяди – христианского пресвитера. Благочестие юноши отметил местный епископ Евтропий, который сделал его церковным чтецом. Со временем епископ посвятил Евфимия в священный сан, однако молодой подвижник тяготился жизнью в миру. В 29 лет он тайно бежал в Иерусалим и поселился в пещере около одной из лавр. Здесь Евфимий познакомился с пустынножителем Феоктистом, с которым затем жил неразлучно и делил свои отшельнические подвиги.

Через пять лет два подвижника сменили место обитания и переселились на крутую гору, заросшую лесом. Там они жили совершенно уединенно, питаясь травой и растениями. Однажды лесное обиталище Евфимия и Феоктиста случайно обнаружили пастухи. Они разнесли по округе весть о святых иноках, и с тех пор к лесному скиту ежедневно стали приходить люди.

Среди посетителей святого Евфимия был начальник сарацинов Теревон. Знатный юноша тяжело заболел и, испробовав все средства врачей и знахарей, в последней надежде отправился к келье преподобного. Евфимий помолился над больным, совершил крестное знамение, и болезнь отступила. Теревон, его отец и бывшие с ним сарацины, увидев это чудо, приняли святое крещение и стали христианами. С тех пор к преподобному непрерывным потоком несли больных для исцеления. В поисках большего уединения Евфимий скрылся на горе Марда около Мертвого моря, а потом в пустыне Зиф. Наконец, Евфимий поселился рядом со своим другом Феоктистом на другой горе, где основал известный в ту эпоху монастырь. Преподобный Евфимий совершал чудеса и исцеления, обратил к христианской вере много язычников. Евфимий Великий скончался в возрасте 97 лет в 437 году от Рождества Христова.

Преподобная Марфа была матерью святого Симеона – первого известного столпника в истории христианского монашества. Преподобный Симеон уже в 18 лет принял монашеские обеты, но искал сугубых подвигов: обматывал себя веревкой так, что она глубоко впивалась в тело, жил на дне пересохшего колодца, испытывал себя сорокадневным отказом от пищи. Наконец, святой Симеон придумал новый вид подвижничества – соорудил башню-столп и поставил на нем хижину высотой около метра. Столп с каждым годом становился выше, пока не достиг, наконец, высоты 16 метров!

Однажды дьявол решил искусить святого. Он явился ему в виде ангела на огненной колеснице, сказав, что пришел забрать его живым на небо, как пророка Илию. Святой Симеон поверил этим льстивым словам и уже поднял правую ногу, чтобы ступить в колесницу, но распознал обман, когда сотворил крестное знамение. Дьявол в облике ангела мгновенно исчез, а святой в знак покаяния решил целый год стоять неподвижно на одной ноге – той самой, который чуть не ступил в колесницу.

Преподобный Симеон принимал посетителей, мирил ссорившихся, убеждал еретиков отказаться от заблуждений, исцелял болезни, неотлучно находясь на своей башне. Он скончался столетним старцем, проведя на столпе около 80 лет жизни. На месте необычного жилища преподобного впоследствии построили церковь, а потом – монастырь. О матери его Марфе, известно, что она скончалась на 30 лет раньше в 428 году при столпе сына.

Посвящения престолов церкви в Образцово напоминают о разных периодах древней истории села. Главный придел Рождества Богородицы отсылал к первой деревянной церкви в вотчине Хабаровых, придел преподобного Евфимия Великого относился к почти двухвековому периоду, когда селом владел Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, а третий придел преподобной Марфы (тезоименитой святой супруги храмоздателя графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина) указывал на эпоху Мусиных-Пушкиных.