Церковь в Загорново на бывшем Архангельском погосте

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Каменная церковь Архангела Михаила в селе Загорново была построена в 1805 году по проекту швейцарца Джозуэ Жилярди – дяди знаменитого зодчего московского ампира Доменико Жилярди. Церковь возводилась на средства владельца Раменской волости Павла Михайловича Волконского. Бездетный князь был последним представителем фамилии Волконских по линии легендарного защитника Пафнутьев Боровского монастыря Михаила Константиновича Орла. Похороны П.М. Волконского в 1808 году напоминали многолюдный крестный ход: несколько сотен раменских крестьян несли гроб Павла Волконского на своих руках более 90 верст из Москвы в Боровский монастырь Калужской губернии.

В древности Загорново носило название Архангельского погоста на речке Дорке (в XIXвеке – погост Архангельский в Дорках Бронницкого уезда). Впервые погост с деревянной церковью Михаила Архангела в дворцовой Раменской волости упоминался в документах XVIвека. В Смутное время церковь была разорена, селение запустело, и только в 1642 году на бывшем церковном месте был построен новый деревянный храм, сохранявшийся до 1717 года.

В 1805 году на средства раменского землевладельца князя Павла Михайловича Волконского вместо деревянной церкви был построен сохранившийся до нашего времени каменный храм Архангела Михаила. Церковь избежала разорения и закрытия в советские годы, однако некоторые изменения в ее первоначальном облике произошли еще до революции: в 1870- е годы были пристроены приделы в честь Николая Чудотворца и чтимой бронницкой святыни – Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1904 году на средства церковного старосты В. Благова была возведена высокая колокольня в псевдорусском стиле.

Историк архитектуры А.В. Чекмарев называет Михаило-Архангельскую церковь в Загорново одной из двух церквей в Подмосковье, построенных по проекту швейцарского архитектора Джозуэ Жилярди. Второй подобный храм находится в селе Озерецком Сергиево-Посадского городского округа. В справочнике «Памятники архитектуры Московской области» Никольская церковь 1811 года описана словами, которые в полной мере можно отнести и к загорновской церкви Архангела Михаила: «Один из ранних образцов ампира московской школы – в наружной обработке сохраняет черты зрелого классицизма. В его трехчастной осевой композиции привлекает своей компактностью и красотой форм невысокий бесстолпный храм, перекрытый куполом на низком барабане». Семья Жилярди приехала в Москву из швейцарского италоязычного кантона Тичино. Кроме Джозуэ Жилярди в России работали его брат Джованни Баттиста, сын Алессандро и племянник Доменико Жилярди – самый известный и талантливый в семье.

Павел Михайлович Волконский, устроитель каменной церкви в Загорново, происходил из знатного княжеского рода. Его отец генерал-аншеф Михаил Никитич Волконский был известным военачальником и дипломатом. В 1771 году во время московской эпидемии чумы Екатерина IIназначила М.Н. Волконского генерал-губернатором старой столицы. Михаил Никитич Волконский руководил следствием над Емельяном Пугачевым, ему приписывают составление проекта административной реформы – введения губерний и создание первого плана раздела Польши. Скончался М.Н. Волконский в 1788 году и был погребен в Пафнутьев Боровском монастыре, с которым семью связывала давняя история и фамильные предания.

Прямым предком храмоздателя Михайловской церкви села Загорново был легендарный князь Михаил Константинович Волконский Орел (также известный по прозвищу Хромой). В 1606 году князь Волконский геройски погиб при защите святой обители преподобного Пафнутия от войск Лжедмитрия, будучи осадным воеводой в Боровске. Монастырская летопись сохранила предание о подвиге князя Волконского Орла. Во время осады обители двое русских воевод Яков Змиев и Афанасий Челищев изменнически открыли врагу крепостные ворота и впустили литовцев в «дом чудотворца». Воевода Михаил Волконский, увидев измену, устремился в соборную церковь на защиту святыни со словами: «Умру за дом преподобного отца нашего Пафнутия Чудотворца у святого гроба его!»

Князь Волконский мужественно бился с литовцами в церковных дверях, но силы были не равными: князь скончался от множества ран в церкви у левого клироса. От рук мятежников погибли многие иноки и мирские люди, укрывшиеся в соборе. Предание гласит, что Господь явил посмертное чудо в разоренном монастыре: как только уцелевшие иноки начинали служить панихиду по убиенным – повсюду выступала кровь, а с церковных дверей многие годы не могли смыть кровь князя-героя Волконского.

На загорновском храмоздателе Павле Михайловиче Волконском пресекся в 1808 году род князя Михаила Константиновича Волконского Орла по мужской линии. В журнале «Русский вестник» за 1809 год была напечатана статья о Павле Михайловиче – человеколюбивом русском помещике, благодетеле своих крестьян. Получив скорбную весть о кончине П.М. Волконского, около двухсот крепостных из его подмосковных владений пришли к бурмистру Елисею Завъялову, требуя впустить их к телу помещика. Крестьяне задумали нести его гроб на руках до самого места погребения. Когда им объявили, что князь будет погребен рядом со своими предками в Пафнутьев Боровском монастыре на расстоянии 90 верст от Москвы, крестьяне не отреклись от своего намерения, сказав: «Бог поможет нам!»

18 декабря 1808 года процессия с гробом П.М. Волконского, в которой участвовало около 300 человек, выдвинулась из Москвы, минуя Калужскую заставу в Боровск. Это шествие началось с общего молебствия в церкви Введения Пресвятой Богородицы на Лубянке, а затем люди несли гроб Волконского на руках, сменяясь через каждые две версты. По дороге крестьяне заходили во все ближайшие церкви, служа панихиды и давая милостыню нищим. На расстоянии 25 верст от Боровского монастыря навстречу процессии крестьян Раменской волости вышли почти 500 человек из калужских владений Волконского. Между двумя колоннами произошел спор – кому нести тело любимого барина оставшуюся часть пути.

Статья 1809 года о необыкновенных похоронах раменского помещика заканчивалась такими словами: «Место, где покоится прах князей Волконских, давно уже ознаменовано славою и величием духа, достойными россиян. Благоговея к памяти предка, все его потомки желали соединить могилы свои с могилою его, князя Михаила Константиновича Волконского… отец-помещик, недавно переселившийся в единую с ним обитель, благодетельностию души своей показал, что он ни в каком случае не изменил бы славе праотца своего. С мирными нравственными добродетелями должны быть тесно сопряжены мужество и величие духа».