Церковь в Зятьково на реке Дубне

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Село Зятьково Талдомского городского округа исторически относилось к Калязинскому уезду Тверской губернии и принадлежало к числу древних вотчин Вознесенского женского монастыря в Москве. Сохранившаяся каменная церковь в Зятьково была построена в 1852 году. По определению известного сборника «Памятники архитектуры Московской области» храм является «примером провинциального зодчества XIX в., характерного запаздыванием архитектурно-художественных и стилевых форм». Казанская церковь в Зятьково была закрыта в 1950-е годы, а после возобновления богослужений главный престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

Церковь в селе Зятьково в XVII- XVIIIвеках неоднократно меняла свое название. Первое упоминание о деревянной церкви находится в писцовой книге 1628 года, где сообщалось следующее: «Вознесенского девичья монастыря, что на Москве в кремле городе, в вотчине село Зятьково на реке Дубне, а в нем церковь Божия Архистратига Михаила древена клецки [деревянная]…» Спустя полвека в переписной книге 1677 года указано уже другое посвящение храма: «Вознесенского девичья монастыря село Зятьково, в нем церковь во имя Сергия Чудотворца…» В 1770 году в Зятьково была построена новая деревянная церковь, освященная вновь во имя Архистратига Михаила, но с приделом преподобного Сергия Радонежского.

Ныне сохранившийся каменный храм был возведен в 1852 году, и его главный престол был освящен уже в честь Казанской иконы Божией Матери. Возможно, на новое посвящение повлияла своего рода «конкуренция» с соседями. Примерно в то же время в селе Стариково, расположенном в одном километре от Зятьково, но на другом берегу Дубны, по тогдашнему административному делению уже в Московской губернии, строился свой кирпичный храм, который впоследствии был также освящен в честь Казанской иконы. В 1990-е годы после сорока лет запустения храм в Зятьково был восстановлен и вновь поменял название – его главный престол освятили во имя преподобного Сергия Радонежского.

Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом».

Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье.

Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы.

Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини. После разорения Москвы Тохтамышем Евдокия решила не просто восстановить свой терем, а обратить его в кельи инокинь нового монастыря. Сама Евдокия приняла постриг в основанной ей обители с именем Евфросиния, а через три дня после обряда в мае 1407 года заложила каменный Вознесенский собор. Летописец сообщает, что в день пострига великой княгини от прикосновения к ее ризам исцелился слепой нищий, а затем и еще около тридцати недужных.

Дмитрий Иванович Донской скончался молодым, когда ему и его супруге не исполнилось и сорока лет. После смерти великого князя, Евдокия внешне оставалась в миру, но духовно отреклась от славы и богатства, изнуряя тело постом и молитвой, посвящая жизнь делам благотворения. При этом она старалась скрыть от посторонних свой монашеский образ жизни. Вдова князя Дмитрия Ивановича везде являлась с веселым лицом, наряжалась в дорогие одежды. Только сыновьям Евдокия открыла свою тайну – под дорогими нарядами она носила монашеские вериги, а ее тело от поста «иссохло, почернело и плоть прильнула к костям», – как выражался автор жития.

В жизнеописании Евдокии – преподобной Евфросинии – есть эпизод о явлении ей Архистратига Михаила незадолго перед ее иноческим постригом и кончиной. Видение настолько поразило вдову великого князя, что она несколько дней не могла говорить, подобно отцу Иоанна Крестителя Захарии, усомнившегося в словах архангела Гавриила. Евдокия призвала иконописцев и знаками объяснила, как выглядел ангел. Дважды художники писали лик небесного вестника, но всякий раз на иконе выходил не тот ангел, который предстал в видении Евдокии. Наконец, на третий раз иконописец написал образ Архангела Михаила. Едва княгиня увидела икону и поклонилась святыне, как речь снова вернулась к ней – она была исцелена от немоты. Этот образ Евдокия чтила с особым благоговением и поставила его в храме Рождества Богородицы на Сенях в Кремле.

Архангел Михаил особо почитался и в Талдомском крае, где в честь архистратига Божия посвящали многие церкви и часовни. Церковь в Зятьково – старинной вотчине Вознесенского монастыря – изначально также называлась Михаило-Архангельской. Память об этом сохранялась и много столетий спустя: после постройки каменного храма в 1852 году и переосвящения его в честь Казанской иконы, Михаило-Архангельским остался один из его приделов. Этот придел сохраняется и сегодня, а 21 ноября (по новому стилю) отмечается в Зятьково как один из престольных праздников.