Святой источник и «византийский» храм у древнего городища

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Святой колодец «Живоносный источник» села Сосновка городского округа Озеры расположился на правом берегу Оки в нескольких километрах от древнего городища Ростиславль. На месте, где в старину стоял небольшой мужской монастырь, сегодня находятся две церкви: большой кирпичный храм Покрова Богородицы, построенный в русско-византийском стиле, и остатки единственной сохранившейся деревянной церкви Озерского края в честь Всех Святых.

Замечательная Покровская церковь в селе Сосновка была построена архитектором Александром Фердинандовичем Крюгером в русско-византийском стиле. Особенностью этого популярного во второй половине XIXвека архитектурного направления было обращение к формам исконно православных храмовых образцов Византии и Древней Руси и отход от западно-европейского классицизма, господствовавшего в русском церковном зодчестве в первой половине столетия. Любопытно, что воплощением этой задумки занялся человек с немецким отчеством и фамилией. Курьезной могла показаться фамилия Крюгера и потому, что в переводе на русский она означала «держатель кабака».

Впрочем «немецко-византийским» сочетанием отметилась и наиболее известная церковная постройка этого стиля – Храм Христа Спасителя в Москве. Автором проекта храма-памятника воинам 1812 года стал обрусевший немец Константин Андреевич Тон. Немало храмов в этом стиле было воздвигнуто в конце XIXвека в Подмосковье. Наиболее яркими примерами являются церковь Вознесения на Городке в Павловском Посаде, Никольский собор Хотьковского монастыря и расположившийся в той же части Поочья Троицкий храм в Щурово. Последний, кстати, строил зодчий опять же немецкого происхождения Максимилиан Карлович Геппенер.

Одни храмы русско-византийского стиля тяготели к «русской» составляющей, а другие – к «византийской». В облике Покровского храма в Сосновке больше скорее «византийского», чем древнерусского, хотя и не в такой степени как в случае упоминавшегося коломенского храма в Щурово, который, кажется уже почти полным подражанием греческой архитектуре. Огромный барабан со шлемовидным куполом – яркая псевдовизантийская черта, бросающаяся в глаза при взгляде на Покровский храм в Сосновке.

Село Сосновка расположено недалеко от исчезнувшего древнего города Ростиславля Рязанского. Сегодня от когда-то крупного поселения не осталось ничего кроме рукотворных насыпных валов. Ростиславль, согласно летописи, был основан в 1153 году. В XIVвеке он стал одним из крупнейших городов Рязанской земли и даже являлся на протяжении нескольких лет столицей княжества. В XVIвеке после присоединения этой части Поочья к Московскому княжеству Ростиславль постепенно начинает утрачивать свое значение. В период предшествовавший царствованию Петра I город запустел, а в XIXвеке на его месте находились лишь пашни, несколько одиноких дворов и Троицкая церковь.

Древний Ростиславль в русских сказках стал ареной битвы между новгородским богатырем Акундиным и страшным змеем Тугариным. Иван Петрович Сахаров в своем собрании русских сказок приводил сюжет, согласно которому Акундин решил однажды «на суденышке оснащенном» приплыть по Волхову, Волге и Оке «во стольный Киев град, да каменну Москву посмотреть». По пути корабль Акундина прибивает к берегам Оки у Ростиславля Рязанского, где герой спасает местного князя Глеба Олеговича от нашествия змея Тугарина. Тугарин, давно не появлявшийся в своих владениях, захотел взять с Ростилавского князя три мешка дани: полный золотом за себя, полный серебром за отцов, и полный самоцветных камней за дедов. В противном случае змей угрожал поднять воды Оки и затопить город. Акундин встретил в Ростиславле своего дядю Замятню Путятича, который дал племяннику меч-кладенец и волшебную «калену стрелу», с помощью которых богатырь одолел чудовище.

Прихожане Покровской церкви в Сосновке, которая является ближайшей к исчезнувшему городу, имеют обычай каждый год на отдание праздника Троицы совершать крестный ход из своего храма к Ростиславлю. Конечным пунктом процессии, в которой участвуют обычно около пятидесяти человек, является поклонный крест на месте стоявшего когда-то на городище Троицкого храма. После крестного хода устраивается трапеза в воспоминание живших здесь людей, в том числе в память погибших в древних сражениях. В 2000 году старинные захоронения были найдены также на территории самого храма в Сосновке, и был установлен крест с надписью: «16 июля 2000 года на этом месте перезахоронены останки монахов, воинов, наших земляков, погребенных в разное время на старом кладбище».

Хотелось бы надеяться, что участь исчезнувшего Ростиславля не разделила уникальная постройка сосновского прихода: деревянная церковь Всех Святых, построенная в 1784 году и считающаяся единственной сохранившейся старой деревянной церковью Озерской земли. В советские годы в Озерском районе еще сохранялись другие деревянные храмы, например, в середине XXвека в селе Фроловское можно было увидеть остатки церкви Флора и Лавра, на погосте которой были похоронены родные известного писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. В 1990-е годы деревянная церковь в Сосновке стала рушиться и сегодня она представляет собой бесформенные развалины.

Примерно в 100 метрах от храма находится новая деревянная церковная постройка. Здесь обустроен святой источник, состоящий из двух частей: бревенчатого сруба с купальней и колодца, где с помощью ведра можно набрать святой воды. Целебный ключ, как и многие подобные родники, освящен по древней традиции в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Этот образ связан с византийским преданием о чудотворном колодце в роще у стен Константинополя, на который указала императору Льву Маркеллу сама Богородица.