Святой Никола на Осетре

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Чудотворный Зарайский образ Николая Чудотворца хранится в Предтеченском соборе Зарайского кремля. С этой древней иконой связана история появления города. Одиннадцатого августа по уходящей в глубину веков местной традиции совершается торжественный крестный ход, посвященный святителю Николаю. В древних летописях говорится, что икона была принесена из Крыма греческим священником Евстафием в 1225 году. В XVI веке Никола Зарайский прославился чудесами в Коломне, куда его вывезли на время, спасая от нашествия крымских татар. В XXвеке святыня была отправлена в Москву для хранения в музее, но в 2013 году возвратилась на свое исконное место.

На древней зарайской иконе Николай Чудотворец изображен в полный рост, облаченный в крестчатую ризу и с лентой епископского омофора на плечах. В левой руке святитель держит Евангелие, а правая рука поднята в жесте благословения. Сверху изображены небольшие фигуры Иисуса Христа и Богородицы, держащей в руках покров. Вокруг центральной части иконы на полях помещены семнадцать миниатюр со сценами из жития святого. По этим миниатюрам можно проследить основные события жизни святого, его прижизненные и посмертные чудеса.

С левой стороны, рядом с фигурой Христа, на клейме изображен Николай, склонивший голову перед служителем с таким же белым облачением. Это сцена посвящения угодника Николая в архиепископы города Миры – центра Ликийской области в Малой Азии. Вернувшись из своего морского путешествия из Палестины, о котором напоминает миниатюра на правой стороне иконы, Николай хотел удалиться в монастырь, но в чудесном видении он услышал голос свыше: «Здесь не та нива, на которой ты вознамерился принести ожидаемый Мною плод».

Святой Николай отправился в город Миры, где в то время умер архиепископ. Священнослужители долго спорили о том, кого выбрать достойным приемником скончавшегося, но не могли прийти к единому мнению. Наконец, старейшему священнику города явился ангел, который повелел ему идти ночью к дверям церкви и наблюдать за тем, кто первый придет к утренней службе. Этот человек, по словам ангела, и должен был стать преемником скончавшегося архиепископа. Старец послушался повеления и стал дожидаться первого богомольца у входа в храм. Им оказался святой Николай, и, по единодушному согласию духовенства города, человека, «которого суд Божий поставил», посвятили в высший сан архиепископа Мирликийского.

На правом поле иконы изображен святитель Николай, плывущий на корабле. В житии святого есть несколько чудес, случившихся во время морских путешествий. Еще до своего назначения архиепископом, Николай отправился из родного города Патары в Палестину, чтобы поклониться святым местам, связанным с жизнью Иисуса Христа. В пути Николай почувствовал, что «диавол проник на корабль и хочет потопить его». Как только он поделился ощущением со своими спутниками, началась страшная буря. По молитве святого море успокоилось. В этом же плавании Николай воскресил упавшего с высокой мачты матроса. На обратном пути в Ликию Николай стал заложником недобросовестных корабельщиков, которые обещав доставить его в родной город, поплыли совсем в другом направлении. Тем не менее, по молитве святого Николая на корабль стал дуть сильный ветер, который вопреки желанию капитана судна, прибил его к берегам Ликии.

Под миниатюрой с кораблем изображен сербский царь-мученик Стефан Урош, который жил почти тысячу лет спустя после Николая Чудотворца. На протяжении всей своей жизни он ощущал покровительство древнего святого. По навету мачехи Стефан был ослеплен и заточен в монастырь. Ослепленному явился Николай Чудотворец, убеждая его крепиться и не унывать. Спустя несколько лет пребывания Стефана в монастыре, изгнанник удостоился второго видения Николая, после которого ему чудесным образом вернулось зрение. На миниатюре зарайской иконы, скорее всего, изображено третье по счету явление святого Николая царю Стефану, когда тот «воздремал на своей постели», а угодник велел ему приготовиться к мученической смерти.

Еще одна интересная миниатюра находится слева под изображением посвящения Николая в сан архиепископа. На ней мы видим святого, дерево с каменным колодцем и человека с топором в руке. На этом клейме можно разглядеть маленькую черную фигурку беса, выходящего из источника. В этой миниатюре объединены сразу два ранних чуда, которые совершил святитель Николай в Ликии. Первое чудо о дереве, «в котором жил бес кумира нечистого», святой совершил по просьбе жителей Плакомидского селения. Кипарисное дерево, стоявшее на пути, некогда было посвящено одному из языческих божеств, и с тех пор приносило беды всем людям и животным, которые проходили мимо. Это дерево пытались было срубить, но человек, взявший топор, упал замертво. Только по молитве Николая бес вышел из кипариса, и дерево удалось уничтожить. Похожий случай произошел в Андраоундрейском селе, где бес поселился в колодце. Одну местную женщину, пришедшую за водой, нечистый дух завлек в колодец, а временами вода в источнике становилась отравленной. И вновь по молитве Николая жителям этого села удалось избавиться от проклятия и найти новый источник воды.

В 1608 году царь Василий Шуйский подарил зарайской святыне богатую золотую ризу «с каменьями и жемчугом». К сожалению, эта риза не сохранилась. На самой ризе, как мы узнаем из старых описаний, было отчеканены изображения девяти святых, часть которых была связана с важными историческими деятелями Смутного времени. По мнению Козьмы Ивановича Аверина, написавшего «известие» о жизни зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева, святой Василий Великий был изображен на ризе «во имя» самого царя Василия Шуйского, мученик Дмитрий Солунский «во имя» зарайского воеводы и будущего героя князя Дмитрия Пожарского, Архангел Михаил в честь полководца Михаила Скопина-Шуйского, а преподобный Дмитрий Прилуцкий в честь протопопа Дмитрия Леонтьева. Последний был не только настоятелем Никольского собора местного кремля и хранителем древней иконы, но и верным сподвижником князя Пожарского при осаде поляками Зарайска. Интересно, что на пропавшей ризе был изображен убиенный царевич Дмитрий Углицкий. Прославление его в лике святых совершилось в царствование Василия Шуйского.

Икона Николы Зарайского на протяжении веков была неразрывно связана с историей города. Из летописи мы узнаем, что в 1225 году образ Николая Чудотворца принял из рук греческого священника местный князь Федор Юрьевич – сын Рязанского князя Юрия Игоревича. В 1237 году этот князь отправился в посольство к хану Батыю, стаявшего на реке Воронеж, где был убит за отказ отдать монгольскому властителю свою жену. Узнав о кончине супруга и о приближении ордынцев, жена князя Евпраксия бросилась с высокого терема с княжичем Иоанном в руках и разбилась. Могилы княжеской семьи, погибшей в годы Батыева нашествия, и сегодня можно увидеть у алтарей Иоанно-Предтеченского собора Зарайска под каменной сенью.