Усадьба Дугино – забытый уголок художников

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Бывшая купеческая усадьба Дугино находится в поселке Мещерино Ленинского района. Ей владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин. Тринадцать лет провел в Дугино известный живописец, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь. Он дружил с Николаем Васильевичем, а позже породнился с ним, женившись на племяннице Валентине Михайловне Мещериной. Сегодня главный дом и усадьба заброшены. В 2014 году бывший дом Н.В. Мещерина сильно пострадал от пожара.

Отец Николая Васильевича Мещерина был разбогатевшим крестьянином из Калужской губернии. Василий Ефремович Мещерин занялся мелкой торговлей в Москве, скопил денег, и в 1867 году смог выкупить старинную суконную фабрику в Даниловской слободе. На тот момент фабрика находилась в упадке, но Василий Мещерин за короткий срок наладил производство. Он оснастил предприятие паровыми машинами и новыми ткацкими станками. Меньше чем за десять лет число рабочих на фабрике выросло с двухсот до тысячи человек. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие.

Будучи уже богатым фабрикантом Василий Ефремович Мещерин подобрал на одной из московских улиц татарского мальчика-сироту и воспитал в своей семье. Он крестил его по православному обряду и дал свою фамилию. Внук этого приемного мальчика Вячеслав Валерианович Мещерин стал известным советским музыкантом-экспериментатором. В 1957 году он организовал ансамбль электромузыкальных инструментов, в котором звучали терменвокс, электроорган, электробаян, клавиалина и другие необычные для тех времен электроинструменты.

У Василия Ефремовича были и родные дети: трое сыновей и одна дочь. Старший сын Николай Васильевич Мещерин возглавил управление Даниловской фабрикой после смерти отца. По воспоминаниям друзей Николай был человеком «лирического склада» и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству. Николай Васильевич сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук Николай Мещерин учился вместе Василием Васильевичем Переплетчиковым – еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Художественное творчество легко давалось Николаю Мещерину, хотя он занялся им в возрасте уже тридцати лет. Скоро этюды Мещерина заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.

Друг Николая Мещерина Игорь Грабарь в автобиографии «Моя жизнь» вспоминал художника таким: «Он был женат и бездетен. Когда я с ним познакомился, ему было лет сорок. Среди художников он выделялся своей патриархальной большой бородой-лопатой, черной, слегка тронутой проседью. Был он, как, впрочем, и вся семья, жесточайшим неврастеником, ложился под утро, вставал после полудня, иногда даже в два и три часа дня, ел только самые легкие блюда, не тяжелее одной куриной котлетки, главным же образом питался икрой и яйцами всмятку. Зато уничтожал невероятное количество чая, и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью». Грабарь также вспоминал, что Николай Васильевич был осторожен, мнителен в отношении здоровья и постоянно советовался с докторами. Его родной брат Михаил Васильевич Мещерин, который часто приезжал в Дугино поохотиться, наоборот, казался жизнерадостным, веселым и не признавал врачей. Как раз на дочери Михаила Васильевича Игорь Грабарь женился в 1913 году.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в городе Будапеште. Его отец участвовал в русинском движении в Закарпатье и Галиции, бывших в то время частью Австро-Венгрии. Когда Игорю было пять лет, отец переехал жить в Российскую империю. Он поселился в подмосковном городе Егорьевске, а спустя время перевез туда всю семью. Игорь Грабарь в 1880-1882 года учился в Егорьевской прогимназии, а продолжил учебу в Москве и Санкт-Петербурге. Подмосковное Дугино стало для Грабаря на многие годы родным местом и источником вдохновения.

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого. Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!» Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.

В усадьбе Дугино побывали все знаменитые московские художники того времени. Грабарь вспоминал, как к Мещерину приезжали Илья Остроухов и Валентин Серов. Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре после революции Даниловскую фабрику национализировали. В советские годы она стала называться «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М.В. Фрунзе». Вдова художника Мещеринова Лидия Ивановна осталась без прежних средств, и ей пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино. Николай Васильевич Мещеринов был скромным художником, и в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.