Неизведанное Подмосковье

Детская железная дорога в подмосковном Кратово

В 30-х годах прошлого века на территории СССР впервые в мире появилась детская железная дорога. Это был не маленький паровозик с вагончиками, какой сейчас можно увидеть в парке или торговом центре, а полноценная узкоколейная дорога с настоящими рельсами, станциями, стрелками, семафорами и вагонами - идейными вдохновителями, создателями и работниками которой были дети. Одна из первых таких дорог была построена в подмосковном поселке Кратово и благополучно существует там по сей день.

Идея строительства детской железной дороги (ДЖД) не с целью развлечения, но с целью воспитания и образования подрастающего социалистического поколения впервые возникла у пионеров Тифлиса (Тбилиси) в 1933 году. До этого небольшая дорога-аттракцион функционировала в Москве в парке Горького, а еще раньше - до революции - в дворцовом парке Гатчины. Но пионеры Грузинской ССР увидели нечто большее в простом аттракционе и создали целый учебный проект на базе узкоколейной железной дороги длиной всего 400 метров, тем самым подав интересный пример всем союзным республикам.


Детская железная дорога, подобно пионерскому лагерю, осуществляла многоплановую педагогическую деятельность: собирала детей в кружки по интересам, обучала их основам всех железнодорожных специальностей (выпускники ДЖД даже получали льготы при поступлении в железнодорожные вузы), предоставляла возможность самостоятельной работы в летний период, учила работе в коллективе и прививала чувство ответственности. Идея тифлисских пионеров пришлась по душе наркому путей сообщения Л. М. Кагановичу, и в том же году во многих городах СССР началось строительство детских железных дорог.


Первыми после Тифлиса построили дорогу красноярцы, а следом она появилась в Днепропетровске и Гомеле. В 1936 году детская железная дорога была заложена и в Подмосковье - в поселке Кратово Раменского района. Заручившись поддержкой управления Московско-Рязанской железной дороги, пионеры сами разработали проект строительства, а в летние каникулы, под руководством инженеров, приступили к его выполнению. К 7 ноября того же года строительство первой очереди путей, протяженностью 2,3 километра, а также двух станций - Школьная и Путь Ильича - было успешно завершено. Всю последующую зиму в кружке юных железнодорожников шла подготовка подвижного состава и обучение будущих сотрудников - машинистов, проводников, техников и работников станций, а 2 мая 1937 состоялось торжественное открытие дороги. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с первого дня ставшему главным активистом создания железной дороги в Кратово.


Дорога успешно проработала все лето, а осенью, когда начались занятия в школе, закрылась до следующего сезона. В последующие годы юные железнодорожники проложили еще 2 километра путей, и к 1940 году общая их длина составила более 4 километров. Теперь жители Кратово стали всерьез воспринимать детскую дорогу как общественный транспорт и достаточно часто ей пользовались - на радость пионерам.


Летом 1941 года торжественное открытие сезона и пуск первого поезда было запланировано на 22 июня, но вместо праздника все собравшиеся жители поселка слушали по репродуктору сообщение Совинформбюро о нападении на СССР фашистской Германии. Началась война, и дорога вскоре закрылась. Удивительно, но двумя днями ранее - 20 июня 1941 года - был утвержден проект самой большой детской железной дороги в СССР протяженностью 12 километров, которая, согласно плану, должна была вскоре появиться в московском парке Измайлово. Из-за войны этому проекту так и не суждено было осуществиться, а дорога в Кратово осталась единственной в своем роде в Москве и Подмосковье.

В годы Великой Отечественной войны юные железнодорожники строили узкоколейные дороги в подмосковных Бронницах, Хоботово и Фаустово. По этим веткам они вместо отцов и старших братьев, ушедших на фронт, осуществляли доставку леса, необходимого для производства шпал, которые сразу же отправляли на строительство прифронтовых дорог. За героизм и самоотверженный труд троим ребятам были присвоены звания Героев Советского Союза, а более десяти человек получили медали “За оборону Москвы”. После войны ребята вернулись домой и занялись восстановлением своей любимой дороги, первый поезд по которой прошел уже 14 июня 1945 года.

За последующие полвека детская железная дорога в Кратово претерпела множество изменений: вместо паровозов в начале 70-х появились тепловозы, несколько лет она работала в круглогодичном режиме, пути претерпевали многочисленные ремонты и переделки (последняя реконструкция была в 2005 году), несколько раз менялось название: сначала дорога называлась Малой Ленинской, затем Малой Московско-Рязанской и, в итоге, стала называться Малой Московской или просто Кратовской. Названия станций тоже поменялись: Культбаза была переименована в Пионерскую, а Путь Ильича - в Юность. Названия платформ остались прежними - Детская и Школьная.


Детские железные дороги, как и пионерские лагеря, сильно пострадали в результате развала Союза. Став еще одним пережитком прошлого, они полностью прекратили свою деятельность во многих городах России. Дорогу в подмосковном Кратово такая судьба, к счастью, миновала.


Станция Юность расположена сразу напротив платформы Отдых «взрослой» железной дороги Рязанского направления, и вы не сможете ее не заметить. С виду обычная станция, но только очень маленькая и уютная, неизменно привлекает к себе внимание всех, кто впервые приезжает в Кратово. Если же ваш визит в поселок придется на летний период, то мы рекомендуем прокатиться и на маленьком синем поезде.


Вы удивитесь, но действительно все сотрудники дороги - от билетного кассира до диспетчера и машиниста поезда - дети. Поначалу это вызывает некоторые сомнения, но стоит только вагону плавно тронуться в путь, как все они тотчас рассеиваются. Маленькие сотрудники железной дороги в течение учебного года проходят специальное обучение и сдают множество сложных экзаменов, прежде чем их допускают к летней практике. Более того, мы по секрету расскажем, что за спиной машиниста всегда сидит взрослый инструктор - на всякий случай, ведь поезд везет настоящих пассажиров. Состав ходит четыре раза в день - в 10:30, 11:30, 12:30 и 13:30 (расписание станции Юность) - не опаздывайте!


Каждый из нас в детстве хотя бы однажды мечтал оказаться у штурвала корабля и отправиться на нем в дальнее плавание, полное опасных приключений, а кто-то, закрывая глаза, видел себя не иначе как отважным пилотом, рассекающим облака на реактивном самолете. Сейчас на Кратовской железной дороге обучаются дети более чем из 20 школ Москвы и Подмосковья - всем им посчастливилось претворить в жизнь свою мечту.


Локация: поселок Кратово, станция Юность

Филипп Терец