В Долгопрудном хотят возродить строительство дирижаблей

Промышленность
   
Фото: [ Павел Попов / Подмосковье сегодня ]

Мировая мода на дирижабли прошла в конце 30-х годов прошлого века. Уже мало кто помнит, зачем они были нужны. Но оказывается, сегодня в Долгопрудном возрождается строительство дирижаблей и аэростатов. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на предприятии и выяснил, способно ли это направление привлечь инвестиции и появится ли снова в небе Подмосковья летательный аппарат легче воздуха.

Родина дирижаблей

Долгопрудный с полным правом может считать себя родиной российских дирижаблей. Именно в этом подмосковном городе в 1931 году по приказу Сталина начал свою работу единственный в стране комбинат «Дирижаблестрой». Но, история отечественного воздухоплавания состоит сплошь из загадок. Все началось очень оптимистично. Первые российские дирижабли участвовали в парадах на Красной площади. Им прочили большое будущее. Но, несмотря на все успехи отрасли, перед Второй мировой войной производство свернули.

PPP_8409.jpg

Может быть, повлиял тот факт, что дирижабль не оправдал себя во время спасения полярной экспедиции челюскинцев. Или создателей проекта напугала молния, которая в августе 1934 года угодила в готовый к полетам дирижабль В-7 и сожгла его. Кончилось тем, что запланированные пассажирские регулярные дирижабельные рейсы Москва – Свердловск неожиданно отменили, а потом и вовсе свернули строительство дирижаблей. Последние аэростаты видели над Москвой во время войны. Они использовались в качестве заграждений при бомбежках немецкой авиацией.

Бурлаки в Долгопрудном

Впрочем, в наше время загадки продолжаются. В приемной генерального директора Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики - преемника «Дирижаблестроя» висит картина – ремейк репинских «Бурлаков на Волге». Бурлаки вроде бы на месте, только вместо баржи они тянут настоящий дирижабль. Фон картины тоже изменен – стилизован под Иеронима Босха. Под эстампом на журнальном столике - макет аппарата, похожего на летающую тарелку, с ласковым названием «Анюта».

На вопрос, что все это значит, сотрудники компании, загадочно улыбаясь, отвечают:

- А вы у нашего директора Виктора Николаевича спросите, он расскажет. Только не вздумайте говорить про дирижабли, что их надувают. Их наполняют газом. Надувать дирижабли – моветон.

PPP_8423.jpg

Логика понятна. Моряки по морю не плавают, а ходят. В силовых структурах нет последних командировок, есть командировки крайние. У воздухоплавателей тоже свой этикет.

- Раньше я работал в ОКБ им. А.С. Яковлева, создавал самолеты. К воздухоплаванию любовью проникся не сразу, - признается гендиректор Виктор Голубятников. - Сейчас есть три основных тематики, которыми мы занимаемся. Первая - ракетно-космическая. Это тема закрытая, связанная с ВПК. Вторая - системы пожарной сигнализации. Все российские самолеты и вертолеты оснащаются сегодня нашими системами. Мы являемся их разработчиками и изготовителями. Третье направление работы - это воздухоплавание. Отрасль узкопрофильная. Честно говоря, продвигается она трудно. Видели картину-коллаж в фойе, на которой бурлаки дирижабль тянут? Если присмотреться, то в каждом бурлаке можно узнать кого-то из руководства нашей компании. И я там тоже есть.

- А летающая тарелка «Анюта» в честь кого, если не секрет?

- Да не тарелка это, а макет нашей разработки - дирижабля ДП-27. А «Анюта» - в честь моей дочери.

_PPP_8386.jpg

Аэростаты против контрабандистов

- Разработок у нас очень много. К большому сожалению, в России нет спроса на воздухоплавательную технику. Но мы развиваемся, несмотря на трудности. Участвуем в выставках. В прошлом году участвовали в традиционном авиасалоне МАКС в Жуковском. Там мы показывали наш новый аэростатный комплекс. В результате четыре зарубежных заказчика проявили интерес к нашей работе. Пока не могу говорить, из каких стран. Они просят изготовить аэростатные комплексы для мониторинга и для охраны. Сейчас ведем с ними переговоры, - продолжает Виктор Голубятников.

Стоит пояснить, аэростат - это стационарный летательный аппарат, связанный с наземным удерживающим устройством кабель-тросом, по которому подается электроэнергия, питающая нагрузку, находящуюся на аэростате.

_PPP_8435.jpg

Сегодня предприятие производит такие аэростаты для моряков-пограничников в Кронштадте. Аэростат поднимается на высоту 300 метров. Аппаратура, установленная на нем, позволяет видеть всю прилегающую территорию в радиусе от 30 до 200 км.

Не так давно аэростаты из Долгопрудного испытывали в районе белорусско-литовской границы. Когда включили аппаратуру слежения, установленную на них, то на экране у оператора в инфракрасном диапазоне появилось семь точек. Пограничники подумали сначала, что это зубры. Но когда послали наряд, чтобы убедиться в этом, то вместо зубров задержали семерых контрабандистов, переправлявших из Белоруссии в Литву сигареты. Теперь белорусские пограничники планируют закупать в Подмосковье аэростатные комплексы.

«Маруся» и каландр

В цехах все как на обычном промышленном предприятии: работают станки, пахнет металлической стружкой. Правда в отличие от других предприятий, здесь есть эллинг - огромный ангар для дирижаблей. Долгопрудненский эллинг уникален. Он в прошлом веке был изготовлен в Германии на заводе Круппа. На некоторых его колоннах до сих пор видна гравировка с цифрой 1893, означающая год выпуска.

И ни на каком другом предприятии больше нет цикла изготовления аэростата или дирижабля с нуля, от производства материала до готового изделия. Первый этап – производство особо прочной ткани, из которой делают оболочку дирижабля и аэростата.

_PPP_8480.jpg

Огромный станок, на котором производят ткань, называется каландр.

Сам каландр состоит из валов и внешне очень напоминает полиграфическую машину. Суть процесса в том, что на полиэфирное волокно в несколько слоев наносится обычная полиэтиленовая пленка. Она прессуется. От этого ткань приобретает важное свойство – она способна долго удерживать газ, которым наполняют дирижабли и аэростаты. На последних испытаниях долгопрудненский аэростат держал газ 32 дня вместо 15, как того требовал заказчик.

После каландра готовая ткань в рулоне отправляется на плоттер, который выкраивает все детали оболочки. Далее их сваривают на аппарате ТВЧ токами высокой частоты.

- Швы делают двумя способами. Прямые линии – токами высокой частоты, а последние швы – роликами под нагревом. И те, и другие получаются равнопрочными. Такой шов не разойдется никогда. Скорее треснет ткань, - рассказывает начальник цеха Сергей Миронов.

Аппарат ТВЧ (токов высокой частоты), тот, что сваривает основные детали оболочки дирижабля или аэростата, назвали «Марусей». Имя большими буквами написали на козырьке машины.

_PPP_8437.jpg

- У нее были капризы. Пока имя не дали, не хотела в нормальный режим работы выходить, - шутит Миронов.

Принцип работы «Маруси» напоминает швейную машинку с ножным приводом, у которой вместо иглы пресс.

После сборки готовый дирижабль или аэростат попадает в эллинг, где его наполняют гелием и проводят испытания.

На производство одного небольшого дирижабля, двадцати метров в длину, требуется около двух месяцев.

И в Арктику, и через пробки

PPP_8468.jpg

- Мы предлагаем множество проектов дирижаблей. Как и много лет назад, они могут быть полезны при исследованиях в Арктике и других труднодоступных районах, где нет инфраструктуры и дорог. Их использование - вопрос времени, - считает Голубятников.

На вопрос, возможно ли серийное производство дирижаблей, гендиректор не без иронии отвечает:

- Теоретически, все возможно. Сам иногда мечтаю о двухместном маленьком дирижабле, на котором можно отправиться с работы домой без всяких пробок. Это случится, я уверен, но не сейчас и не с нами, а намного позже.

вверх