Подмосковные центры молодежного инновационного творчества продолжают свою работу

Наука
ЦМИТ "ГЕНЕЗИС. Дмитров"/vk.com

Фото: [ЦМИТ "ГЕНЕЗИС. Дмитров"/vk.com]

С 2012 года в России реализуется проект по созданию центров молодежного инновационного творчества. В 2015 году по инициативе Министерства инвестиций и инноваций Московской области первые ЦМИТы появились и в Подмосковье. Всего за пять лет их количество увеличилось до 18, а регион вышел в федеральные лидеры. Как сегодня организуется деятельность центров в условиях строгой самоизоляции, рассказывает корреспондент «Подмосковье сегодня».

НЕ СТАЛ КОМОМ

Один из первых центров молодежного инновационного творчества «Генезис» в Московской области был открыт в Дмитрове. Здесь ребята разного возраста и даже их родители могут освоить 3D-моделирование, пройти все стадии разработки и сборки роботов, изучить системы дистанционного управления. Занятия проходят с применением новейшего оборудования. Есть даже столярная мастерская, где подростки и взрослые знакомятся с видами дерева, станками и специальными приборами.

За время работы центра через него прошли тысячи детей и взрослых. Но в связи с распространением коронавируса и мерами по самоизоляции сотрудники решили сделать для участников ЦМИТа онлайн-курсы.

– Пока это будут курсы по 3D-моделированию, компьютерной графике и программированию, – рассказала руководитель «Генезиса» Анна Рысина. – Поскольку большинство наших занятий завязано на специальном оборудовании, процесс онлайн-обучения достаточно непросто организовать. Но мы постарались сделать его максимально эффективным.

Для онлайн-уроков создали специальную платформу. В каком именно формате станут проходить занятия – записанные уроки или прямые трансляции, преподаватели будут решать совместно с учениками в процессе обучения.

– Это новый для нас опыт, стартуем с этой недели, – говорит Рысина. – Если все пройдет гладко, возможно, сделаем онлайн-уроки в качестве дополнительных к основному обучению в школах.

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ СТРЕССА

Если для «Генезиса» опыт онлайн-обучения новый, преподаватели ЦМИТа «Ноосфера» из Фрязино с сентября 2019 года уже тестировали возможность удаленного обучения. Опыт оказался удачным, так что сейчас многие ученики центра могут заниматься инновационным творчеством без стресса.

– Мы поняли, что для того, чтобы наши ученики достигли успехов, им необходимо не только посещать занятия в центре, но и заниматься дома, – говорит директор «Ноосферы» Алина Кармазина. – Сложившаяся в связи с пандемией ситуация позволила нам оперативно расширять эти практики. И теперь, помимо программирования, онлайн занимаются робототехникой не только взрослые, но и дети всех возрастов.

Самой большой проблемой в переводе уроков в онлайн-формат стало именно отсутствие программного обеспечения на домашних компьютерах многих учеников. Преподаватели даже раздали самым мотивированным из них все наборы по робототехнике домой, чтобы хоть таким способом поддержать интерес мальчишек и девчонок к интеллектуальному творчеству.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ

Онлайн-обучение делится на несколько этапов: преподаватели выкладывают в Сеть задания и дают ссылки на разные видеоролики, раз в неделю проводят прямые трансляции, где разбирают вопросы, поступающие от детей. Если же у ребенка возникают вопросы раньше, он в любое время может написать преподавателю и получить консультацию.

– Существуют специальные программы, которые позволяют детям собирать роботов в виртуальной реальности, потом создавать специальные коды и программировать действия созданных роботов на экране, – продолжает Алина. – С одной стороны, такой формат работы становится для ребят более эффективным, поскольку они должны самостоятельно разобраться во многих вопросах и не могут позвать преподавателя при первой же неудаче. Это их мотивирует. С другой – собрать «живого» робота, конечно, более интересно. Да и нахождение за экранами мониторов по несколько часов также плохо влияет на здоровье детей. Так что мы всегда предупреждаем: все хорошо в меру.

ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ

Одни из самых необычных курсов в период самоизоляции подготовил ЦМИТ «Роболатория» из Одинцово. Помимо 3D-моделирования, преподаватели запустили онлайн-занятия по Scratch-­анимированию для младших школьников и Arduino-электронике для подростков. А для взрослых придумали курс «PowerPoint Всемогущий».

Так, на 3D-моделировании слушатели курса осваивают основные программы, с помощью которых создают модели строений, автомобилей и самолетов. На курсах по анимации рисуют и оживляют своего собственного персонажа, создают простые игры и мультфильмы. Курс по Arduino позволяет подросткам познать основы электроники в виртуальной реальности, знакомит их с датчиками, платами и программами.

– «PowerPoint Всемогущий» – это совершенно новый для нас курс, хотим поделиться с людьми мало кому известными «фишками», – отметила представитель одинцовского ЦМИТа Наталья Шубкина. – Будем изучать, как создать качественный анимированный видеоролик, сделать логотип или портативное приложение, работать с графикой. Это будет полезно как профессионалам, связанным с дизайном по работе, так и любителям.

Кроме того, сотрудники «Роболатории» сами создают наборы деревянных конструкторов для детей. Сейчас их можно заказать на дом, чтобы занять ребенка в долгие дни самоизоляции.

ПОДДЕРЖКА ВЛАСТИ

На строительство центров молодежного инновационного творчества в регионе выделяются субсидии Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области. Каждый год в рамках конкурса комиссия отбирает четыре заявки, по которым заявители могут получить до 7 млн руб. на создание центров. Так, в 2019 году субсидию получили проекты из Ступино, Солнечногорска, Электростали и Орехово-Зуево. Претендовать на получение субсидии могут субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные в Подмосковье при условии софинансирования проекта в объеме не менее 10% от его общей стоимости и имеющие помещение под реализацию проекта. Подробно с условиями участия в конкурсе на получение субсидии можно ознакомиться на официальном сайте Мининвеста Московской области.

Всего в регионе работают 18 центров молодежного инновационного творчества. В 2020 году в Подмосковье появятся еще четыре ЦМИТа. Более 30 тыс. человек за пять лет прошли обучение в центрах.