Рассказываем об уникальной разработке, которую скоро внедрят в аэропорту Шереметьево

Безопасность
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

70 электронных помощников появятся в аэропорту Шереметьево в марте 2023 года. Они помогут пассажирам пройти регистрацию на рейс, оплатить перевес в багаже, удаленно купить подарки в дьюти-фри, изучить расписание и многое другое. У каждого из роботов – модельная внешность и острый ум, над созданием которых программисты трудились более года. Аналогов разработке, представленной на форуме «Транспортная неделя – 2022», в мире нет. Но это, по словам создателей, лишь малая толика в уникальной Цифровой экосистеме управления аэропортом.

РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ «НА ЛЕТУ»

Цифровой стенд Международного аэропорта Шереметьево на форуме «Транспортная неделя – 2022» был одним из самых запоминающихся. Сложно пройти мимо красотки, которая на экране монитора с ослепительной улыбкой предлагает решить все твои проблемы «на лету» – за считаные секунды.

Функционал у виртуальной сотрудницы впечатляющий: она может купить вам билет, распечатать регистрацию на рейс, отсканировать паспорт, принять оплату за перевес в багаже. Помощница знает аэропорт досконально и оперативно подскажет, в каких аптеках на территории Шереметьева продаются те или иные лекарства, где приобрести сим-карту.

– Пассажиры получат солидную экономию времени, ведь все свои первостепенные вопросы они смогут решить примерно за 30–50 секунд, – говорит управляющий партнер компании NeuroPort Максим Кретов. – Пользователи также оценят возможность удаленного просмотра ассортимента дьюти-фри, выбора и оплаты товара. Чтобы забрать его, не нужно будет ждать очереди в кассе – достаточно показать посадочный талон.

Виртуальных помощников компания будет производить совместно с Шереметьевом.

КРЕПКАЯ ПАМЯТЬ

Как отмечает Кретов, аналогов такой технологии пока нет ни в одной другой стране мира.

– Мы сами придумали пять видов конструкций, которые адаптированы и для малоподвижной категории граждан, и для слабослышащих, слабовидящих пассажиров. Каленое стекло и металлоконструкции – российского производства. Матрицу мы покупаем в Японии. Этот товар не входит в санкционные списки, поэтому никаких проблем с компонентной базой не существует. Программирование выполняется нашей командой, часть которой находится в Воронеже, часть – в Шереметьеве, – говорит он.

В марте помощницы заговорят с пассажирами на русском языке, чуть позже добавится английский и китайский, а еще позже присоединится арабский. Кстати, отечественной разработкой уже заинтересовались в Дубае. Кретов подчеркивает: наша компания готова продавать услугу, но не права на нее – слишком уж много сил затрачено на разработку.

Важная изюминка виртуальной сотрудницы – ее крепкая «память». Если человек дает согласие, она запоминает его данные и в следующий раз при встрече любезно здоровается, обращаясь по имени.

ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА

Как ни очаровывает при общении виртуальная блондинка, это лишь верхушка цифрового айсберга, разработанного подмосковными аналитиками. На форуме генеральный директор авиагавани Михаил Василенко представил проект общеотраслевого значения – Цифровую экосистему управления производственными процессами Международного аэропорта Шереметьево.

– Шереметьево возглавил Индустриальный центр компетенций «Аэропорты», поскольку у нас есть уникальные разработки, компетенции и опыт. Мы предлагаем универсальное решение, которое может быть применено во всех аэропортах страны, – рассказал Василенко.

Экосистема, разработанная в Шереметьеве, позволяет автоматизировать управление всем аэропортом, значительно оптимизировать затраты и повысить эффективность работы. Одна из важных составляющих, на которых основан цифровой мозг, – центральная аэропортовая база данных «Синхрон».

– База «Синхрон» создавалась для управления процессами и взаимодействия с авиакомпаниями. Мы используем ее как конструктор, она хранит в себе всю информацию о 20 годах работы аэропорта, – отметил первый заместитель генерального директора аэропорта Шереметьево по производству Андрей Никулин.

Она позволяет правильно выстроить расписание самолетов, отслеживать количество потраченного топлива при рулении, управлять наземным движением воздушных судов, оперативно устранять нештатные ситуации.

Кстати, как сообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, с начала текущего года жители и гости региона совершили более 2 млн поездок в аэропорты на маршрутах Мострансавто.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На форуме «Транспортная неделя – 2022» посетители могли познакомиться не только с электронной помощницей аэропорта Шереметьево, но и ее прототипом – сотрудницей аэропорта Илианой Сиротиной. Девушка участвовала в соответствующем конкурсе и обошла более сотни претенденток.

– В Шереметьеве я работаю уже седьмой год. Очень люблю самолеты и все, что с ними связано. Каждый день я вижу летное поле – это захватывает дух. Прежде я трудилась в офисе, но моя нынешняя работа несравнима с офисом. Здесь удивительная атмосфера, наполненная новыми эмоциями и встречами с интересными людьми, – признается Илиана.