Развитие аграрного образования обсудили на форуме «Золотая осень»

Сельское хозяйство
Ежедневные новости. Подмосковье © Валентина Филиппова

Фото: [Ежедневные новости. Подмосковье © Валентина Филиппова]

Успешное развитие сельского хозяйства трудно представить без хорошо подготовленных кадров. Можно купить современнейшее оборудование, вложить в производство кучу денег, но если не будет грамотного агронома или ветеринара, дело не пойдет. Высокие технологии сегодняшнего дня предъявляют и высокие требования к специалистам. В дискуссии о том, каким должно быть современное образование аграриев, принимали активное участие представители Московской области: от руководителей учебных заведений до работодателей.

На научно-практической конференции была определена главенствующая роль непрерывности образовательного процесса. В эту систему входят: колледж – вуз – дополнительное профессиональное образование.

Александр Закабунин, начальник отдела управления качеством образования Российского аграрного заочного университета, сравнил подготовку хорошего агрария с подготовкой космонавта. Учиться и совершенствоваться можно и нужно всю жизнь, вслед за стремительно меняющимися технологиями. И начинать подготовку специалистов для села желательно даже не со школы, а с детского сада, чтобы изначально формировать у человека любовь к земле, к труду.

Алексей Сазанаков, директор Всероссийского аграрного колледжа заочного образования, подчеркнул, что именно цепочка: колледж – вуз – ДПО – это лучшая система подготовки кадров для села.

Колледж, как первое звено этой цепочки, выполняет определяющую функцию. И это не так уж просто заинтересовать студентов, увлечь их сельским хозяйством, сделать конкурентоспособными на рынке труда. Помогает взаимодействие с сельхозтоваропроизводителями, научно-исследовательскими институтами и вузами.

______________________________________________________________________________________

Три «кита» успешного обучения

______________________________________________________________________________________

Алексей Сазанаков рассказал, что их колледж, который находится в Сергиево-Посадском районе, успешно сотрудничает с рядом научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного профиля. Используется их кадровый потенциал – лекции и семинары проводят кандидаты и доктора сельскохозяйственных наук, научные сотрудники институтов, проводится работа в институтских лабораториях. Так в учебный процесс входят инновационные технологии. По словам директора колледжа, студент должен изучать сегодня то, на чем будет работать завтра.

Второй «кит», на котором базируется успешное обучение специалиста, – взаимодействие с сельхозпредприятиями. В Сергиево-Посадском районе хороший потенциал, колледж сотрудничает более чем с 20 близлежащими хозяйствами. Там есть и современные виды техники, и специалисты-практики. Студенты, будущие ветеринары, зоотехники, имеют возможность участвовать в плановых мероприятиях хозяйств, например в вакцинациях животных. Под контролем ветврачей и преподавателей они приносят пользу предприятиям, а также отрабатывают теоретические знания на практике.

В колледже имеется 35 договоров целевого обучения. Есть и еще один вариант, приближающий студентов к реалиям жизни и гарантирующий трудоустройство, – совмещение дневного обучения с работой на предприятии.

Третий «кит» – взаимодействие с вузами. По мнению директора колледжа, человек должен видеть, что у него будет завтра, он должен постоянно развиваться. По статистике колледжа, от 10 до 30 процентов их выпускников продолжают свое образование в высших учебных заведениях. И не только для того, чтобы стать директором или главным агрономом хозяйства, а для того, чтобы не быть смещенным более образованными коллегами, потому что уже сейчас многие рабочие специальности требуют научного подхода.

______________________________________________________________________________________

Образование - дистанционно

______________________________________________________________________________________

Вопросу распределения была посвящена большая часть научно-практической конференции. Ректор Волгоградского государственного аграрного университета озвучил, например, что, по результатам анкетирования, около 70 процентов их студентов к распределению готовы. Однако меньше половины селян, приехавших учиться в город, планируют возвращаться обратно. Низкая зарплата, тяжелые условия труда, отсутствие жилья, неразвитая инфраструктура… Кризисное положение села все признают, но учебные заведения не могут самостоятельно мотивировать молодежь получать востребованные там специальности и уезжать туда работать.

Именно поэтому все большей популярностью сейчас пользуется заочное аграрное образование, так сказать, без отрыва от производства. И современный его вариант – дистанционное обучение уже существующих, надежных работников предприятий.

Аграрный заочный университет, находящийся в Балашихе, который представлял на конференции Александр Закабунин, очень активно работает в этом направлении. Дистанционное образование – очень удобная форма обучения, особенно для жителей отдаленных регионов России. Не секрет, что многие работодатели опасаются посылать своих работников на обучение в Москву, потому что редко кто потом возвращается обратно.

______________________________________________________________________________________

Высокая планка

______________________________________________________________________________________

По мнению участников конференции, кризис аграрно-образовательной системы может быть преодолен, если на законодательном уровне закрепить ответственность аграрного бизнеса за подготовку кадров. В Белоруссии, например, каждый фермер обязан построить дом для своих работников.

В Московской области тоже пытаются действовать в этом направлении. В Егорьевском районе планируется построить агрогородок для специалистов фермерского кролиководческого хозяйства «Лелечи».

Директор этого хозяйства Александр Кириллов представлял на конференции позицию работодателей. Он говорил о том, что сейчас по современным технологиям вместо 50 рабочих нужны только два зоотехника, о том, что к сельхозработникам предъявляются очень высокие требования: зоотехники должны знать инженерное дело, а ветеринары – генетику. Говорил о необходимости повышения квалификации работников, о взаимодействии с НИИ, о важности дистанционного образования.

Александр Кириллов затронул и еще одну очень важную для работодателей тему. Он предложил ввести анкетирование для студентов сельскохозяйственных учебных заведений, чтобы можно было понять, стоит вкладываться в подготовку этого специалиста или нет, проверить, есть ли у студента желание ехать в село, жить там и работать.

На его предприятии проводили анкетирование работников, чтобы понять, как мотивировать людей к труду. И в психологии деревенских жителей выявили очень много противоречий: они вроде бы и двери своих домов днем не закрывают, и в то же время тащат с предприятия все, что плохо лежит; ненавидят своих соседей, но в тяжелую минуту обращаются за помощью именно к ним; и мотивирует их отнюдь не дополнительный заработок, а чувство общинности.

Психология людей, работающих на селе, непредсказуемая. Поэтому и четкие инструкции, по-европейски отработанные процессы не всегда у нас адекватно воспринимаются. Наши люди не всегда способны обслуживать современные технологии и работать одновременно в смежных профессиях.

На вопрос о базовом учебном учреждении, которое поставляет специалистов для кролиководческого хозяйства «Лелечи», Александр Кириллов ответил, что в связи с тем, что поголовье кроликов приобреталось во Франции, Франция и ответственна за обучение специалистов, которые с ним потом будут работать.

Пример такой бизнес-ответственности не обычен для нашей страны, но его существование ставит перед российским аграрным образованием еще более высокую планку.

Поделиться