личный кабинет
Мобильные приложения
22 октября 2018 02:11:00
События

Историю, патриотизм и спорт объединили в Центре русской воинской культуры «Святогор»

01:51, 16 февраля 2015

Любой исторический памятник нуждается в человеческом присутствии и заботе. Для этого необходима увлекательная идея, связывающая прошлое и настоящее, иначе остается «мертвый город». В Коломне такой животворящей идеей стали арт-фехтование и русская воинская культура, которые практикуют и изучают в Центре «Святогор» на базе Военно-исторического спортивно-культурного комплекса «Коломенский кремль».

Оборудование – руки, палатка и свечка

У Коломенского кремля славное и бурное прошлое. От 17 башен, возведенных в 1525 – 1531 годах, до наших дней сохранились семь: Пятницкие ворота, Погорелая, Спасская, Симеоновская, Ямская, Грановитая, Коломенская (Маринкина).

Ветшать кремль начал еще чуть ли не при императоре Николае I, а к 90-м годам XX века и вовсе наступили в нем разруха и запустение. Тогда и пришел нынешний заместитель директора Центра «Святогор» Александр Егоров. Хотя до этого он работал на коломенском заводе, где делают тепловозы.

В кругу Егорова интересовались одновременно и спортом, и отечественной историей. Физически крепкие, идеологически подкованные и сплоченные друзья сумели отстоять полуразрушенные башни от желающих открыть там клуб, ресторан, сауну и другие заведения, популярные в 1990-е годы.

Из оборудования, кроме рук, у них были палатка и свечка. Дежурили по ночам, чуть ли не в дозор ходили и отбились от лихих предпринимателей. Потом в сотрудничестве с местными историками и археологами при поддержке городских властей восстановили Грановитую и Маринкину башни, а также стену, которая их соединяет. В результате получился любопытный музей с увлекательным интерактивом. Но затевалось все не только для этого. Здесь занимаются арт-фехтованием. Это позволяет объединить в одном месте спорт, историю и воспитание патриотического духа.

Не путать с реконструкторами

В Грановитой и Маринкиной башнях устроен любопытный музей и проводят экскурсии с нестандартным интерактивом. Можно все потрогать, навести пищаль, поглядеть в старинный телескоп на коломенские окрестности, выстрелить из арбалета и посмотреть, как бьются на мечах.

Во время показательных поединков настоятельно просят стоять, где велено, со вспышкой не снимать и соблюдать другие правила безопасности. Одно неловкое движение или ослепившая бойца вспышка – и можно покалечить партнера в поединке или зрителя. Главное оружие – русские мечи от X до XVI веков, основной персонаж – ратник княжеской дружины или былинный богатырь с мечом. Удары наносят в полную силу.

Александр Егоров объяснил, в чем разница между спорт­сменами арт-фехтования и реконструкторами. Последнее – это хобби. В свободное время реконструкторы выезжают на место, ставят лагерь и проводят приятно время в любезном их сердцу историческом или фантазийном антураже.

Арт-фехтование – спорт с официальным календарем турниров, регламентом состязаний, судейством, спортивными разрядами и званиями. Все оружие и снаряжение – действующие инженерные модели, соответствующие эпохе. Все оружие рассчитано инженерами. Оно не повторяет точно некую определенную историческую вещь, но сделано на тех же принципах, какие применяли с X по XVI век. Скорректировано в мечах и кольчугах только одно. Современные модели сделаны для гораздо более высоких и крупных людей. Весит меч около двух килограммов, длина – около метра.

Год работы для одной постановки

Сейчас в дружине, как Егоров называет своих сотрудников, около 20 человек. Тренируются два раза в неделю от трех до восьми часов. Также дружинники проводят экскурсии и показательные поединки в кремле. Чтобы поставить номер для турнира по арт-фехтованию, подготовленным спортсменам требуется год работы. До 18 лет спортсмены выступают только сольно. После можно участвовать в парных и групповых выступлениях.

Дружинники преподают и в спортивных секциях Коломны, где у них в учениках около 200 ребят. Все занимаются бесплатно. Берут в секции с четырех лет. Начинают с ладушек. Так развивают реакцию и координацию, учат играть в свайку, а потом и в лапту. Здесь уже учат действовать в команде, что на поле боя не лишнее.

По словам Егорова, отечественная воинская культура развивалась как общенародная. Для обучения приемам владения холодным оружием изначально использовали движения из национальных игр и повседневных крестьянских ремесленных занятий. Молотили, косили, рубили – теми же движениями и воевали. Хитрых приемов, требующих многолетнего заучивания, в русском фехтовании очень мало.

Силу во зло не употребляют

В «Святогоре» занимаются всеми видами фехтования, стреляют как из луков и арбалетов, так и из огнестрельного оружия, занимаются разными видами русской борьбы и гиревым спортом. Иностранный опыт уважают, ведь, собственно, арт-фехтование – это западноевропейская придумка. Но предпочитают придерживаться отечественного стиля и сюжетов поединков.

Александр Егоров рассказал, что у него есть мечта создать большое представление на сюжеты русских былин. Правда, одна из последних удачных в оценке самого Егорова постановок сделана не на былинный, а на мифологический сюжет. В центре постановки обряд тризны. Задача в таком поединке – не убить противника, а столкнуть его со свеженасыпанного над павшими кургана. В этой постановке можно видеть и парные, и групповые битвы. Чтобы устроить такое зрелище, ставят звук, свет, прописывают сценарий. Нужна для этого и сцена с оборудованием и кулисами. Участники постановки освоили сценическую речь, у них появились микрофоны. Получилось полноценное физическое и трюковое действие.

За 25 лет деятельности «Святогора» и через дружину, и через спортивные секции прошли сотни мальчишек. Они пользуются большой популярностью у военкомов и в элитных армейских частях типа спецназа ГРУ или Черноморского флота.

Напоследок Александр Егоров сказал нам, что нужно быть не просто сильным, но и добрым. Это он стремится воспитать в мальчиках и девочках, давая им в руки меч, выводя на турниры, уча соревноваться и побеждать.

– Ни один из воспитанников, скольких я знаю, не стал преступником, во зло силу не употребил.

Как это делается

Самая популярная дисциплина в арт-фехтовании – дуэт, когда двое изображают бой в одном из трех периодов времени: от античности до XVI века, от XVI века до времен новейшей истории и свободный стиль. Сюжеты в этих периодах берутся из истории или из художественной литературы. Самые популярные дуэты или дуэли – это поединки между Гамлетом и Лаэртом, Ромео и Тибальдом, последняя дуэль де Бержерака. В категории «свободный стиль» часто ставят поединки джедаев или переносят на спортивную арену поединки героев компьютерных игр.

Спортсмены одеты в исторические костюмы, у поединка есть сюжет, завязка, развязка. На площадке могут присутствовать статисты, которые важны для развития сюжета, но не принимают участия в поединке. В ходе выступления звучит музыка и разрешено применение других звуковых эффектов.

Групповые выступления – самые сложные для постановки. По действующим сейчас правилам в них может принимать участие до десяти человек.

Спортсмены, кроме побед или поражений, на соревнованиях могут получать и спортивные разряды до кандидата в мастера спорта включительно.

А судьи кто?

Оценивает технику и артистизм выступления судейская коллегия. В технической части выступления судят базовую технику фехтования, мастерство владения оружием и сложность композиции. При вынесении оценки учитывают актерское мастерство, сценическое движение и режиссуру. Костюмы и оружие должны соответствовать заявленному сюжету и историческому периоду.

С 2008 года в России прошло шесть чемпионатов страны по арт-фехтованию. Ежегодно устраиваются всероссийский турнир «Кубок Коломенского кремля» и международный фестиваль «Романтика Средневековья». В федерации состоит больше 20 клубов из разных регионов страны. Коломна, где проходят и турниры, и научно-практические конференции по арт-фехтованию, стала центром по развитию этого спорта.

читайте также
Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
вверх