Дайте выдохнуть: почему не следует превращать лето в гонку за детскими знаниями

Общество

Чтение, каллиграфия, всевозможные развивашки – этим летом подмосковные родители нагружают детей как никогда. Войдя во вкус в период самоизоляции, многие не могут остановиться. Чем опасен переизбыток мастер-классов и интенсивной нагрузки летом, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

ВЕРНИТЕ АНГЕЛА!

На днях Елена Мирошниченко из Химок впервые в жизни экстренно повела семилетнюю дочку к психологу. Из спокойного усидчивого белокурого ангела ее девочка вдруг превратилась в скандалистку и плаксу.

– В этом сентябре дочка пойдет в первый класс, – рассказывает Елена. – До пандемии Катя посещала занятия по подготовке к школе. Я много общалась с родителями первоклашек и знаю, какое огромное количество проблем возникает у детей с почерком. Поэтому мы начали активно готовить руку к письму. Когда из-за самоизоляции все закрылось, я решила не сбавлять темпы и подобрала для дочки курсы онлайн.

Всю весну и первую половину лета девочка успешно продолжала корпеть над прописями, заниматься танцами и ментальной арифметикой. А потом у нее словно переключили рубильник.

– Катя не просто бойкотирует все занятия, она скандалит со мной и реагирует плачем на все, что не нравится. Абсолютно нетипичное для нее поведение, – резюмирует мама.

Елена отвела ребенка к психологу. Но вместо рекомендаций по исправлению поведения специалист сообщил, что родители перегрузили ребенка, и настоятельно рекомендовал... убрать все занятия.

ОПАСНЫЙ ИНТЕНСИВ

– Лето давно перестало быть для детей временем беззаботного «ничегонеделания». Современные родители готовы заменить детский отдых интенсивными занятиями в кружках, секциях и летних развивающих школах. Многие родители дошкольников начинают нанимать репетиторов для ребенка уже в пятилетнем возрасте. Однако мало кто задумывается о том, что летние занятия вместо пользы могут обернуться вредной нагрузкой, – говорит главный внештатный педиатр Минздрава МО Нисо Одинаева.

Как отмечает эксперт, ребенок, безусловно, не должен расти как «маугли». С первых месяцев жизни родителям нужно с ним заниматься. И основное занятие – игра. Именно через игру дети познают мир, развивают речь, понимают роли и учатся быть в социуме. Через игру мы вводим в его жизнь правила отношений, ответственность, уважение к себе, преодоление страхов и неудач.

– Ошибочно думать, что, отдав ребенка в сад или частную дошкольную группу, на выходе мы получим умного первоклассника. Более вероятен негативный результат: ребенку станет недоступной радость от занятий, он зажмется и разуверится в своих силах. Кроме того, многие так называемые «авторские методики» частных преподавателей весьма сомнительны, – подчеркивает Одинаева.

РАЗГРУЗИТЕ ШКОЛЬНИКОВ

По словам главного внештатного педиатра, до 7–8 лет дети развиваются очень неравномерно. Поэтому важно не сравнивать своего ребенка с окружающими детьми, не приводить в пример соседских мальчиков. Такой метод может легко сформировать комплекс неполноценности.

– К сожалению, сегодня в крупных городах исчезла дворовая культура, родственники редко собираются за одним столом, родители слишком заняты, и ребенок остается один на один с ТВ и гаджетами. Никакой компьютер, никакие развивающие программы не заменят общения с родителями, родственниками и сверстниками. Компьютер, планшет, телефон – не более чем помощники в занятиях, – подчеркивает Одинаева.

Родителям школьников врач также советует дать детям возможность выдохнуть. После обучения в режиме онлайн, стресса из-за пандемии ученикам особенно важно успеть насладиться каникулами.

– Лето – прекрасное время для активных игр, закаливания и физического развития ребенка. Не заставляйте его сутками сидеть на занятиях. Все должно быть гармонично и увлекательно. Спорт и активные игры на свежем воздухе – отличная возможность выработать волю и усидчивость, которые так нужны для занятий в школе, – советует педиатр. – Очень важно дать ребенку возможность пробовать, искать, находить и смело бросать то, что не понравилось. Наша родительская задача – открывать увлекательный мир возможностей, постоянно подогревать интерес к жизни, наполнять ее радостью и открытиями. Лето – время физического развития. А в здоровом теле – здоровые способности к занятиям.