Градус ниже, возраст выше: нужно ли узаконить запрет на продажу алкоголя лицам до 21 года?

Общество
Илья Наймушин/РИА Новости

Фото: [Илья Наймушин/РИА Новости]

Увеличение объемов реализации спиртных напитков за период самоизоляции дало повод вернуться к теме повышения «отпускного» возраста на покупку алкоголя. О необходимости принять соответствующий закон заявил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, отметивший рост потребления спиртного на 2–3% в стране. Выясняем, как обстояли дела с продажами алкоголя в Подмосковье и какие перспективы у этой инициативы.

МОДА НА ЗДОРОВЬЕ

Законопроект о запрете продавать алкоголь людям моложе 21 года крепостью более 16,5% Минздрав России разработал еще в 2018 году. Но с учетом роста продаж спиртного появился повод ускорить его принятие. Противники нововведения отмечают, что запрет будет противоречить нормам Основного Закона страны, согласно которому человек в полном объеме может распоряжаться своими правами и обязанностями с 18 лет. Однако, как отмечают представители Министерства здравоохранения РФ, с помощью поправок в Конституцию проблему можно решить.

Повышение возрастной планки действительно может дать позитивный результат, считает председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев.

– Мы получим положительную динамику сокращения числа страдающих алкоголизмом молодых людей, общего количества потребляемого спиртного, особенно крепкого, на душу населения, – подчеркивает депутат. – Это положительно скажется на состоянии здоровья общества, на продолжительности жизни.

Голубев подчеркивает, что с введением жесткого запрета на продажу алкоголя до 18 лет началась мода на здоровый образ жизни. А подняв планку ограничения до 21 года, эту тенденцию можно усилить.

ГОРЯЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ

Статистика продаж алкоголя за период самоизоляции в Московском регионе действительно заставляет задуматься. Однако ретейлеры утверждают, что причина вряд ли напрямую связана с усилившейся у населения тягой к горячительным напиткам.

– Начавшийся в середине марта ажиотаж на продукты затронул и алкоголь, – рассказали в пресс-службе сети гипермаркетов «Глобус». – Мы наблюдали увеличение продаж в ликеро-водочной группе. Пик пришелся на апрель, когда рост в этой категории составил более 70% к аналогичному периоду прошлого года. В мае тенденция сохранялась, хоть и была несколько ниже в сравнении с апрельским приростом.

Также ретейлер заявил об увеличении спроса на вина – более 14% к прошлому году за прошедшие два месяца. Похожими данными поделились и представители «Ашана».

– Отмечаем рост продаж шампанского и игристых вин, – говорят в пресс-службе компании. – Спрос на крепкие алкогольные напитки, такие как водка, коньяк, виски, незначительно снизился. Продажи пива и вина остались на прежнем уровне.

Одной из возможных причин подобного всплеска может быть то, что часть алкогольного ассортимента приходится на импорт. Покупатели опасаются возможного изменения цен в будущем, поэтому предпочитают делать некоторый запас зарубежного алкоголя, добавили в сети гипермаркетов «Глобус».

ЭФФЕКТИВНАЯ БОРЬБА

Повода для тревоги не видит и президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев.

– В 2019 году по отношению к предыдущему и в текущем году по отношению к аналогичному периоду прошлого динамика продажи крепкого алкоголя в целом по стране составила плюс 4%. Но это говорит не о том, что люди стали больше пить, а об успешной борьбе государства с нелегальным оборотом. Ежегодно его объемы сокращаются как раз на 4–5%.