Изоляция с богом: как пережили карантин религиозные общины Подмосковья

Общество
Антон Белицкий/ТАСС

Фото: [Антон Белицкий/ТАСС]

Если православные и мусульманские священники в начале пандемии получили предписания о закрытии храмов, то религиозные организации с менее жестким административным устройством оказались перед выбором. Закрывать или не закрывать – такое решение принимали руководители приходов. О том, кому удалось перевести богослужения на удаленку, какие уроки и достижения были вынесены, «Подмосковье сегодня» рассказали руководители религиозных общин региона.

РЕШАЛИ САМИ

Баптисты – самая обширная после РПЦ религиозная община области. В регионе расположено более трех десятков их молельных домов.

– Когда объявили пандемию, мы не знали, что делать, – объясняет пресвитер истринской церкви евангельских христиан-баптистов Владислав Вовк. – Слышали, что в православные храмы пришли предписания от РПЦ о закрытии. Но нам никаких жестких предписаний не поступало. Решили ориентироваться в ситуации самостоятельно.

Вовк перевел богослужения в онлайн-формат, но воскресные службы оставил в неизменном виде. Только внес запрет на посещение молитвенного дома людям старше пятидесяти лет, разметил социальную дистанцию и ограничил количество верующих.

А вот пресвитер церкви баптистов в Коломне Владимир Сапегин решил полностью закрыть молельный дом.

– Я сделал это в конце марта, сразу после обращения губернатора Андрея Воробьева, – говорит он. – Понял, что не могу рисковать здоровьем своих прихожан. Записываю у себя дома служение и утром в воскресенье выкладываю видео на YouTube.

Паства не особенно обрадовалась переходу на удаленку. Но верующие – люди терпимые.

– Что полезного мы вынесли из карантина? – задумывается Сапегин. – Научились служению в интернете. Больше общаемся онлайн с другими церквями. Обнаружились таланты – монтировать видеоролики, выкладывать их в сеть.

Тяжко пришлось пасторам в возрасте.

– Я не воспринимал эти гаджеты, – вздыхает пресвитер маленькой баптистской церкви в Серпухове Борис Кутюрин. – А теперь пришлось учиться. Записываю свои проповеди на камеру смартфона и выкладываю в ватсап.

А ПАСТВЫ ПРИБАВИЛОСЬ

А вот общине пресвитериан из Коломны карантин оказался только на пользу. Местный храм закрылся практически сразу с объявлением пандемии.

– Один прихожанин заразился в самом начале, тяжело болел, – объясняет пастор пресвитерианской церкви «Источник жизни» Сергей Гревцев. – Не было выбора, иначе все бы заболели.

Коломенские пресвитериане тоже до этого никогда не выходили в онлайн. Стали записывать богослужения на старенький зеркальный фотоаппарат и выкладывать их в YouTube. И тут – сюрприз!

– Обычно на наших службах присутствовало полсотни верующих, – говорит Гревцев. – А к онлайн-трансляции подключается сотня. Так что размер нашей паствы вырос.

Переход на удаленку не вызвал трагедии и в общине пятидесятников. Они закрылись в конце марта и стали выкладывать проповеди на YouTube.

– Служения перешли в Zoom, – рассказывает супруга пастора церкви христиан веры евангельской «Ученики Христа» в Мытищах Светлана Новоселова. – В женское служение могут подключаться только дамы. Читаем Библию и разбираем проблемы с детьми, с мужьями.

У церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Московской области два прихода – в Раменском и Подольске. Запрет на проведение церковных собраний центральное руководство мормонов вынесло еще 12 марта. Двери храмов закрылись.

Примечательно, что мормоны не перешли и на онлайн-режим.

– Наша церковь семьеориентированная, – объясняет директор департамента по связям с общественностью церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России Сергей Антаманов. – Наша вера смотрит на самоизоляцию как на возможность побыть дома с семьей.

ЮТУБОВ В ПИСАНИИ НЕТ

Самыми стойкими оказались старообрядцы: двери их храмов открыты все два месяца самоизоляции.

– Поверхности спиртом протираем, – предупредил иерей храма Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево Константин Лукичев. – Что касается социальной дистанции, то это не актуально. Раньше на службах было по сотне прихожан, а сейчас еле 15 набирается.

В старообрядческой общине воцерковляются люди в почтенном возрасте. Доехать до храма они не могут – социальные карты заблокированы, да и боятся заразы. Поэтому приезжают только верующие 40+.

– Богослужения через интернет – это неправильно, – восклицает иерей. – У нас все прописано из глубины веков, и никаких ютубов там нет. Не можешь прийти в церковь – молись сам дома.

Богослужения в храме служители проводят без масок.

– Если я буду в облачении и в маске, это пародия какая-то, – возмущается святой отец. – Мы и от прихожан маски не требуем.

Двухмесячный карантин больно ударил по карману всех без исключения религиозных общин. Все представители церквей отметили, что уровень пожертвований упал практически до нуля. Несмотря на это, общины весь карантин не прекращали социальное служение. Например, баптистская церковь в Истре кормила горячими обедами около полутора тысяч нуждающихся.

Разрешение на открытие храмов в протестантских общинах восприняли с воодушевлением. Но пока пасторы ждут полной нормализации эпидемиологической обстановки. Молельные дома готовы принять прихожан уже в скором времени.

– Протестантов характеризует высокий уровень дисциплины и рациональности. Для них вопросы безопасности важнее, чем вопросы веры. Старообрядцы, наоборот, люди совсем не рациональные. Для них закрыть храмы – это отказать душам в спасении. Какой YouTube, Zoom? Это для старообрядцев дьявольское злоумышление, святотатство. Они пошли на раскол, на костер, чтобы сохранить религию. Но все религиозные общины вели огромную работу по социальному служению, – говорит член Общественной палаты МО, член Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Иосиф Дискин.