Как наставники помогают воспитанникам детдомов приспособиться к взрослой жизни

Общество

Цель благотворительного фонда «В твоих руках» – помочь ребятам из детских домов адаптироваться к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи существуют две программы: профориентация и наставничество. Как подросткам из Московской области помогают встать на взрослый путь, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказали наставники фонда.

ПОДДЕРЖКА И ПОНИМАНИЕ

– Какое-то время назад я решила, что хочу помогать ребятам из детского дома, – рассказывает 30-летняя Дарья Буянова. – Я искала в интернете фонды, которые оказывают реальную помощь детям, а не просто дарят подарки и устраивают праздники. Увидела интересную программу в фонде «В твоих руках» – наставничество. Заполнила анкету… И закрутилось.

Наставницей 16-летнего Григория (имя изменено. – Прим. ред.) из Быковского центра содействия семье и детям Дарья стала в мае. Но встреча с подопечным состоялась далеко не сразу. После заполнения анкеты девушку вызвали на собеседование, чтобы выяснить, насколько она готова стать одним из самых важных людей в жизни подростка. Затем Даша прошла «Школу наставников». И только после этого психологи фонда и детского дома определили ее к подростку, которому она больше всего подходила по психотипу.

– Конечно, первая встреча была очень волнительной, – вспоминает Дарья. – Я боялась, как ко мне отнесется мальчик, нужно было расположить его к себе и дать понять, что прежде всего я хочу стать ему другом. Первое время мы привыкали друг к другу, но серьезных проблем никогда не возникало. Мы почти сразу нашли общий язык, и с каждым месяцем наша дружба крепнет.

Так как в программе наставничества участвуют подростки, пережившие трагедию, очень важно на первых порах не навязывать общение, а услышать, что нужно ребенку, оказать поддержку. Григорий увлекается музыкой и IT-технологиями, он хочет стать системным администратором. Его наставница Дарья как раз работает в этой сфере.

– У него хромает английский, а иностранный язык нужно сдавать при поступлении в колледж, – продолжает Даша. – Мы долго говорили о том, чтобы заниматься с репетитором, тем более в детском доме такая возможность есть. Он со мной согласился и скоро начнет обучение.

Согласно правилам, на «свидание» к Грише Дарья должна приезжать пару раз в месяц, остальное общение – по ее желанию. Но все понимают, что наставничество – это образ жизни, и если ребенок позвонит в любое время суток, ты должен быть на связи. Гриша предпочитает переписываться с Дашей в соцсетях.

ПРАВИЛЬНОЕ РУСЛО

– Наставник – это прежде всего человек ответственный, взрослый, – говорит координатор программы «Наставничество» благотворительного фонда «В твоих руках» Мария Кочина. – И это не про возраст, а про внутреннюю зрелость. Важна эмпатия, способность понять чувства другого человека. Но самое главное качество – неравнодушие. Такой человек способен отдавать бескорыстно просто потому, что это внутренняя потребность. В проекте «Наставничество» такие люди могут найти себя.

Еще один наставник воспитанника из Непецинского детского дома-школы Михаила (имя изменено. – Прим. ред.) – Артем Злобин. Он работает в фонде, поэтому с подростком познакомился на одной из недель профориентации.

– Мы быстро нашли общий язык и стали общаться почти каждый день, – говорит Артем. – Я решил, что могу стать для него старшим другом. Мальчик любит музыку, увлекается мотоциклами и машинами. Хочет стать пожарным и учится по этой специальности. Очень упрямый и своенравный, но добрый и открытый. У него много амбиций и планов, но необходимо направить его в нужное русло.

Скоро Мише исполнится 18 лет. За время, проведенное в детском доме, на его сберкнижке накопилась значительная сумма, и юноша планирует купить машину. Но о том, как будет водить без прав, он пока не задумывался. Артема это беспокоит, и он старается много разговаривать с подопечным на эту тему.

НЕ ЖАЛЕТЬ

Сейчас в фонде 12 пар «наставник – подопечный», около 30 детей еще только ждут знакомства со своими старшими друзьями.

– Прежде всего не нужно жалеть ребят, они это чувствуют! – советуют Дарья и Артем всем будущим наставникам. Важно помнить, что они такие же обычные юноши и девушки, как и те, кто живет в семьях, просто в определенный момент они оказались в детском доме. Такое может случиться с каждым. Им просто нужна поддержка, внимание и забота старшего человека, который будет рядом, что бы ни случилось.

– Хотя после выпускного воспитанники детских домов и не остаются один на один со своими проблемами (их еще долго опекает государство), они часто чувствуют себя одиноко, не знают, как решить простые житейские задачи: оплатить счета, устроиться на работу, совершать покупки, – говорит уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – Это и понятно: ведь они значительную часть своей жизни прожили в большом коллективе, где все за них решали взрослые. Для таких ребят наставники просто необходимы! Это не тренеры и не учителя, которые будут поучать и читать нотации, а старшие товарищи, братья и сестры – опытные взрослые, которые готовы в любую минуту подставить свое плечо взрослеющему ребенку-сироте, дать житейский совет, поделиться своим опытом. Особенно важно развитие наставничества для подростков, взросление которых проходило в стенах учреждений, а не в семьях.