Как школьники из Красногорска ищут самолеты времен Отечественной войны

Общество
Павел Попов/Подмосковье сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье сегодня]

Этим летом поисковый отряд «Герои неба» из Красногорска прошел первое боевое крещение. На несколько дней ребята с родителями стали участниками настоящей поисковой группы в селе Карманово Смоленской области, где искали сбитые штурмовики Ил-2 времен Великой Отечественной войны. 11-летний Глеб Гавриленко с отцом нашли деталь с выбитым номером одного из таких самолетов, за что мальчика наградили медалью «Юный патриот России». Чем современных мальчишек и девчонок привлекает авиация военных и послевоенных лет и какие находки они еще сделали в экспедиции, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

ВНАЧАЛЕ БЫЛ МУЗЕЙ

Чем отличается тяжелый бомбардировщик Ил-4 от пикирующего Пе-2, какова максимальная скорость истребителей И-16, Як-9 и Ла-7 – ответы на эти вопросы знают курсанты поискового отряда «Герои неба». Без запинки ребята проводят экскурсии в одноименном музее авиации в гимназии № 6 Красногорска.

Поисковый отряд «Герои неба» появился всего год назад. Командир отряда – офицер запаса, старший лейтенант гвардии инженерных войск, сапер Андрей Кушнир уже много лет руководит авиамодельным клубом «Зигзаг» в школе № 3 в Нахабино, где школьники разных возрастов конструируют модели самолетов и запускают их на специально оборудованном для этого аэродроме.

– Я подумал, раз эта тема мне интересна, почему бы не открыть в Красногорске музей авиации? – говорит Кушнир. – Узнал у директоров профильных музеев, как это делается, начал покупать что-то на блошиных рынках, искать документы в архивах, принимать в дар личные вещи от родственников наших красногорских ветеранов-летчиков… Вскоре музей открылся. А вслед за ним появился поисковый отряд «Герои неба». В него вошли ребята, неравнодушные к авиации, и их родители.

«НЕ В ИГРЫ ИГРАЕМ»

Сейчас в составе поискового отряда 15 курсантов. Перед тем как отправиться в экспедицию, ребята должны многому научиться. Поэтому после обычных уроков в гимназии для них проводят специальные занятия, на которых они изучают историю авиации, строение самолетов, работу с архивными документами, установку палаток и приготовление еды в походных условиях.

– Мы не в игры здесь играем, и ребята должны это понимать, – говорит Андрей Кушнир. – Каждый курсант отвечает в музее за определенный раздел и должен в точности рассказать про свой самолет, оборудование, пилотов. Каждый должен уметь ставить полевую палатку, пользоваться металлоискателем и специальным поисковым оборудованием, знать меры безопасности. И все это мы изучаем на занятиях.

Семиклассница Полина Медведева пришла в отряд около месяца назад. Девушка давно увлекается робототехникой, но недавно прикипела еще и к авиации.

– Я хочу больше узнать о самолетах и их истории, хочу ездить на раскопки и находить разные интересные вещи, – говорит Полина. – В музее мне доверили оформлять экспозицию про «ночных ведьм» – летчиц знаменитого 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, состоящего только из женщин.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В июне прошлого года «Герои неба» и их родители отправились в первую поисковую экспедицию. Вместе с другими отрядами из Поискового движения России они искали в селе Карманово Смоленской области сбитые немцами в годы войны самолеты-штурмовики Ил-2.

– Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории, – рассказывает сержант отряда «Герои неба» Михаил Ульянов. – За годы войны было произведено более 36 тыс. таких самолетов. Изначально модель планировали сделать двухместной, но в таком варианте бронированный самолет был бы очень тяжелым и медленным.

Михаил пришел в отряд в сентябре, но уже назначен сержантом за отличную дисциплину, знание истории и сильный характер. В первую экспедицию юные поисковики отправились на специально изготовленном внедорожнике: снаружи и внутри он напоминает советский истребитель Ла-5, на котором воевал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

– Когда мы прибыли на место, нужно было сначала разбить лагерь, – вспоминают ребята. – Чтобы не идти пешком, пускали впереди квадрокоптер с видеокамерой – проводили воздушною разведку местности. Если видели характерные признаки места разбившегося самолета, выдвигались туда и начинали искать. Нам показывали, как правильно это делать. Хотелось быстрее найти какую-нибудь деталь.

Фрагменты обшивки самолета Ил-2, пули от авиационного пулемета ШКАС, хвостовая часть стреляной минометной мины, впускной клапан авиационного двигателя, элементы обшивки и гильзы от советского пистолета-пулемета ППШ – это только часть находок. Но главной ценностью стала деталь с выбитым номером штурмовика Ил-2, которую нашел Глеб Гавриленко. По этому номеру можно узнать точную информацию о самолете и его пилоте.

– Все копали в одной яме, я тоже решил присоединиться, – вспоминает Глеб. – У самого края ямы я нашел какую-то круглую штуку, на которой был написан номер. И меня за это похвалили.

Гавриленко наградили медалью, а все найденные вещи заняли достойное место в музее рядом с архивными документами.