Лучше, чем во Франции: Подмосковье по качеству образования обогнало Европу

Общество
Михаил Терещенко/ТАСС

Фото: [Михаил Терещенко/ТАСС]

Замечательные результаты Подмосковья показало международное исследование качества образования PISA. Как стало известно на днях, наш регион вышел на 19-е место, обогнав Францию, Германию, Португалию и другие страны Европы. Как нам удалось добиться таких выдающихся результатов, разбираемся вместе с экспертами.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГРАМОТНЫЕ

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA – это международное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. В ежегодном рейтинге рассматривают математическую, естественно-научную и читательскую грамотность. По всем трем показателям результаты за минувший 2019 год у нашего региона достойные.

Лучше всего наши учащиеся преуспели в читательской грамотности, заняв 19-е место и обогнав Германию, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию и Израиль. По математической грамотности у Подмосковья 25-е место: это более высокий результат, чем у Франции и Германии. По естественно-научной грамотности – 29-е место: здесь мы уступаем Австрии, но превосходим Испанию, Италию и Грецию.

– В целом в рамках данного исследования PISA Московская область улучшила свое положение в мире – с 26-го места в 2018 году до 19-го в 2019 году. Причем ряд школ показывает результаты по читательской грамотности выше, чем завоевавший лучший в мире результат Китай, набравший суммарно 555 баллов, – рассказывает директор Песковской средней общеобразовательной школы Коломенского г.о Алексей Фатеев.

Среди суперотличников – такие школы, как гимназия № 2 «Квантор» в Коломенском г.о., гимназия № 2 в Чехове, лицей № 26 в Подольске и ряд других школ.

– Восемь школ Подмосковья сегодня входят в топ-100 РФ, пять вузов – в топ-100 РФ, 12 колледжей – в топ-100 РФ. У нас 4-е место по показателям во Всероссийской олимпиаде школьников – 2020 после Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, – подчеркивает Фатеев.

ТАЛАНТ, РАСКРОЙСЯ!

Такой отличный показатель – не случайность, а результат системной и преемственной работы Министерства образования Московской области, уверен учитель истории и обществознания из химкинской гимназии № 9, призер конкурса «Учитель года России – 2018» Григорий Назаров.

– Любая школа в любом регионе имеет талантливых одаренных детей, но условия реализации этих талантов создает министерство, управляющее образованием. В последние 10 лет в Подмосковье – действительно качественная система образования, создается все возможное для того, чтобы каждый ребенок, вне зависимости от того, чем он интересуется, мог реализовать свой талант и свои способности, – поясняет учитель.

Как отмечает Назаров, далеко не во всех школах работают известные учителя, однако они трудятся добросовестно, максимально вкладываются в детей, которые затем и показывают замечательные результаты.

– Созданы условия работы для учителей, условия для реализации талантов и способностей учеников – в этом наше главное достижение, – говорит педагог. – Подмосковное образование продолжает повышаться в рейтинге, в том числе и потому, что дополнительное образование стало развиваться куда активнее в последние три-четыре года. Причем школа сама модерирует этот процесс: направляет детей в кружки, кванториумы, на станции юных техников.

По мнению директора МБОУ «СОШ № 17» в Серпухове Елены Жданкиной, важнейшим толчком, который помог сделать прорыв в системе образования, стала работа с управленческими кадрами.

– Когда я только начинала работать директором в 2012 году, то обучалась на уровне муниципалитетов в школах директоров. Но вскоре Министерство образования Московской области очень серьезно занялось подготовкой директорских кадров. На базе правительства начали проводить мастер-классы, семинары и тренинги. Ежемесячно приглашали лучших коучей и тренеров в области образования. Все это дало мощный толчок к тому, что директора школ начали мыслить иначе, стратегически, научились разрабатывать и защищать свои образовательные концепции. Сегодня педагоги Московской области регулярно повышают свою квалификацию, используют в работе современные технологии, а это значит, что качество образования в регионе будет только расти, – говорит Жданкина.

Исследование PISA позволяет оценить состояние системы образования каждого региона, в том числе способность школьников применять в реальной жизни знания, полученные во время учебы, рассказали в Министерстве образования Московской области.

– Тестирование проходит на компьютерах, на все вопросы ребята отвечают анонимно. При проведении PISA для школ в каждой аудитории присутствуют организаторы и общественные наблюдатели, задача которых – провести все этапы исследования объективно и в строгом соответствии с инструкциями, – добавили в Министерстве образования Московской области.