Первоклассный стресс: рассказываем, как помочь новоиспеченным школьникам преодолеть стресс

Общество
Владимир Смирнов/ТАСС

Фото: [Владимир Смирнов/ТАСС]

Школа – это не только новый этап в жизни детей, но и большой стресс. И для учеников, и для их родителей. О том, как справиться с нервами в этот период, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказала педагог-психолог, официальный представитель Ассоциации психологов Подмосковья в Наро-Фоминском городском округе Ирина Алексеенко.

НАСТРАИВАЕМ РЕЖИМ

В первый класс сегодня принимают детей от 6,5 лет. Но не все ребята в этом возрасте одинаково готовы к школе. Для того чтобы определить степень готовности ребенка к учебным нагрузкам, есть специальные диагностики, которые проводят на этапе подготовки к школе.

– Есть нейропсихологическая диагностика, которая определит зрелость мозговых структур, – рассказывает Ирина Алексеенко. – Надо выполнить ряд упражнений, тестов, проективных методик и игр. Подобные диагностики за год до того, как ребенок пойдет в первый класс, позволяют выявить «слабые места» в развитии ребенка, а также вовремя заняться коррекцией.

Важно заранее подготовить ребенка к смене режима дня. Вставайте пораньше, учите малыша самостоятельности – пусть сам убирает за собой постель, одевается и собирает школьную сумку. Отсутствие режима и четкого распорядка дня и непонимание своих обязанностей – это частая причина того, что дети не хотят идти в школу.

– Например, вчера мама торопилась на работу и сама собрала рюкзак ребенку, а сегодня отругала его за то, что он не сделал этого самостоятельно, – поясняет педагог-психолог. – Конечно, в таких случаях тревожность малыша возрастает, и в понимании начинающего школьника намного безопаснее оставаться дома.

…А ЕЩЕ И ПЕТЬ ОХОТА

Не покупайте канцтовары, ранец и школьную форму без «виновника» торжества – ходите по магазинам вместе и прислушивайтесь к желаниям будущего первоклашки. Расскажите ребенку, что первый день в школе – это праздник. Устройте ему торжество 1 сентября с тортом и любимыми сладостями.

Будьте осторожны при записи первоклашки на дополнительные занятия и секции.

– Характерная ошибка родителей – это запись ребенка в несколько еще неизвестных ему кружков и секций сразу после учебы, – говорит Алексеенко. – Это несоизмеримая с энергетической возможностью мозга ребенка нагрузка. Конечно, здорово, если это спортивная секция, боевые искусства или бассейн – тут работают другие зоны мозга, идет насыщение организма кислородом. Упражнения для мышц – это такая разгрузка от усилий, которые ребенок вкладывает в написание букв, запоминание слов, усвоение правил. А вот занятие рисованием и музыкой – это часто та же парта, сидячие уроки, снова знаки и информация. Трудившийся мозг продолжает работать «уставшим» отделом.

Очень важно учитывать мнение ребенка при выборе кружка: отдавайте предпочтение тем секциям, где есть активность и движение, куда первоклашка будет с удовольствием идти после уроков.

ОДИН ОРГАНИЗМ

Проверяя у первоклашки домашнее задание, говорите ему о том, что у него обязательно все получится. Чаще разговаривайте с ребенком о школе – спрашивайте о новых друзьях, учителях. Если малыш хочет поделиться с вами любопытными фактами, которые он узнал в школе, не отмахивайтесь от этой информации.

Психологи утверждают, что любое учебное «не хочу» ребенка в этот период означает «не умею, не знаю как, не интересно». Как правило, адаптация к школе длится до трех месяцев, но если этот период затянулся, нужно обратиться к психологу. Своевременная диагностика и курс специальных занятий помогут первоклашке преодолеть стресс.

– Залог удачной адаптации к школе – слаженная работа педагогического и родительского коллектива, – отмечает Ирина Алексеенко. – Если вы действуете как один организм, сохраняете атмосферу взаимного уважения и готовности контактировать по всем вопросам для того, чтобы учеба для детей была увлекательным процессом, то этот новый и нелегкий период для всех участников пройдет успешно.

Как распознать у ребенка стресс?

– ребенок боится или не хочет идти в школу, придумывает себе болезнь

– выглядит замкнутым, отказывается от общения

– появляются капризы, частые и резкие смены настроения

– не хочет делиться новостями о школе и уроках

– у ребенка бывает ночное недержание мочи, которое он уже должен был перерасти

– Начало учебы в школе – это большое испытание для глаз, – говорит главный детский офтальмолог Московской области Василий Кокорев. – Из-за чрезмерной зрительной нагрузки риск развития близорукости у ребенка в этот период возрастает в 10 раз. Основная проблема у школьников, особенно у младших, – массированная атака на зрение интерактивных технологий (компьютеров, интерактивных досок и т.д.). Это недопустимо в младшем возрасте – надо отходить от телефонов, планшетов. Лучше всего подружиться со спортом. Особенно полезны плавание и танцы – они снимают нагрузку на шейный отдел позвоночника, а значит, обеспечивают хорошее кровоснабжение глаз. Занятия с мячом и настольный теннис тренируют зрение. Не стоит забывать, что рабочее место вашего первоклассника должно быть хорошо освещено. И еще – научите ребенка снимать напряжение глаз. Через каждые полчаса зрительной нагрузки надо выполнять гимнастику для глаз: посмотреть вверх-вниз, вправо-влево; нарисовать взглядом круг; крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд. Каждое упражнение повторять 10 раз.

Кстати

100 подмосковных многодетных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получат наборы канцтоваров для школьников к 1 сентября. Обратиться за помощью можно в региональное отделение «Ассоциации замещающих семей Московской области» в Рузе. На базе ассоциации также действует пункт приема-выдачи одежды, обуви и других необходимых вещей.

Добавим, что все многодетные семьи, в которых воспитывают учеников, могут получить выплату (3000 руб.) за покупку школьной формы. Для этого нужно обратиться в органы социальной защиты по месту жительства или в ближайший МФЦ. Чеки за покупки не нужны: от родителей потребуют только справку о том, что ребенок учится в подмосковной школе.