Плетеных дел мастер: латвиец создал в Подмосковье клуб рукоделия

Общество
Оксана Орлова/Чехов Вид

Фото: [Оксана Орлова/Чехов Вид]

Старинный русский промысел начал развивать в городском округе Чехов уроженец Латвии 47-летний Александр Громыко. Будучи ветеринарным врачом по специальности и инженером по профессии, мужчина почти все свое свободное время посвящает любимому хобби – плетению из бересты. По убеждению мастера, в изделиях из природного материала любой продукт хранится дольше, чем в пластиковых контейнерах и керамической посуде.

С РУССКОЙ ДУШОЙ

Александр Громыко родом из Риги. В 19 лет вместе с семьей он переехал в Россию и влюбился в нее. Сначала страна предстала ему в блеске зеркал и позолоты: семья поселилась в Санкт-Петербурге. Александр долгое время созерцал дворцовую Россию. Но потом открыл для себя Петербург как кладезь самых неожиданных и полезных знаний. В Северной столице молодой человек получил образование ветеринарного врача и познакомился с мастером, который обучил его азам плетения из бересты.

– Я его встретил в 26 лет. Мы до сих пор поддерживаем связь, ему сейчас 85. Будучи незрячим, он до сих пор плетет. Так сильно любит свое дело, – рассказывает мастер.

А потом Александр попрощался с Петербургом, переехал в подмосковный Чехов и стал осваивать новую профессию – технического инженера. Теперь он работает в одном из городских торговых центров, но о своем хобби не забывает. Было время, когда мужчина пытался создать свой собственный бизнес. Продавал лукошки, короба и украшения из бересты как в России, так и в странах Скандинавии. Но дело не пошло, товар раскупался без энтузиазма. Тогда Александр выбрал другой путь – начал организовывать мастер-классы.

ЭФФЕКТ ГРОМЫКО

Выходец из Латвии уверен, что нашел самый удобный формат творчества – благодаря работе он получает не только удовольствие, но и признание. Мастер-классы сделали его известным на всю округу. Мало того что промысел освоили десятки людей, Александра стали приглашать на разные фестивали и выставки. Он теперь не только учит мудреному промыслу, но и рассказывает о традициях Древней Руси.

– Самое долгое в моем деле – это заготовка материала, – делится мастер. – Этим занимаюсь раз в год и в течение месяца: с конца мая по конец июня. Сначала срезается с березы пласт, потом он сушится и отправляется на хранение. Перед плетением я его расщепляю, так как он многослойный, и нарезаю на полоски – лычки, далее обрабатываю маслом и плету.

В среднем на одно изделие у мастера уходит два дня. По словам Александра, в лукошках можно годами хранить крупы и травы: здесь никогда не заведутся мошкара или жуки и не образуется плесень. Свежие овощи в берестяных корзинах дольше сохраняют внешний вид и не впитывают запах. Правда, сокрушается мастер, люди все чаще предпочитают для хранения использовать недорогой пластик, так как он в несколько раз дешевле.

– Недавно в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» прошел круглый стол «Народные художественные промыслы: перезагрузка», посвященный поиску путей развития, актуальным проблемам и вопросам поддержки промыслов в Подмосковье, - рассказали в пресс-службе Министерства культуры Московской области. - За круглым столом собрались яркие представители мира искусства, каждый из которых имеет свой взгляд на сохранение нашего культурного достояния. Такие мероприятия очень важны, чтобы чувствовать, искать, понимать пути развития этой отрасли, видеть новые горизонты. Мы приглашаем всех причастных подключаться к нашим активностям, чтобы развивать это направление вместе.