Подмосковные поликлиники начинают «добреть»

Общество

В Московской области стартовал проект «Добрая поликлиника», который к концу года выйдет из рамок пилотного и охватит все медучреждения региона. В чем его особенности и главные плюсы, почему новый формат работы медучреждений нравится не только пациентам, но и врачам, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

СЕМЬ ГОРОДОВ

В прошлом году семь поликлиник Московской области начали работать в новом формате. Медучреждения в Балашихе, Видном, Дубне, Красногорске, Луховицах, Раменском и Талдоме включили в пилотный проект «Добрая поликлиника», который направлен на оптимизацию работы врачей и повышение доступности медицинских услуг для жителей области.

– То, как сейчас реализуется проект на примере этих поликлиник, дает нам необходимую информацию для анализа, корректировки тех или иных моментов, – говорит министр здравоохранения Московской области Дмитрий Матвеев. – Динамика их показателей позволяет смотреть с оптимизмом на будущее проекта.

Проект «Добрая поликлиника» подразумевает полную модернизацию системы работы поликлиник Подмосковья. Среди его преимуществ – организация службы выездной неотложной помощи, которая поможет разгрузить участковых врачей от вызовов на дом. Они перестанут выезжать к пациентам, что освободит время для работы в медучреждениях. Это, в свою очередь, позволит сократить ожидание приема участкового терапевта до 24 часов, а узких специалистов – до 10 дней. Изменения коснутся и работы среднего медицинского персонала: в поликлиниках будут организованы специальные посты медсестер.

Ожидается, что новый формат работы позволит подмосковным поликлиникам ежедневно принимать на 60 тыс. пациентов больше. Кроме того, в рамках проекта все рабочие места врачей оснастят компьютерами, а в холле поликлиник организуют посты медсестер. Это дополнительно разгрузит врачей от «бумажной» работы. Также будет отрегулирована работа поликлиник по субботам.

Проект будут внедрять в Московской области в три этапа. В первом полугодии к пилотным поликлиникам добавятся медучреждения еще в 20 муниципалитетах, а до конца 2019 года «Добрую поликлинику» реализуют по всей области.

КАК В БАНКЕ

Одним из участников «пилота» стала Раменская городская поликлиника № 1 на ул. Крымской. Ее выбрали неслучайно: это совершенно новое медучреждение высокого уровня, рассчитанное на 500 посещений в смену. В ее зоне обслуживания – 60 тыс. человек, в том числе 13,5 тыс. детей.

– При создании поликлиники мы учли не только весь опыт Московской области, но и опыт стран зарубежья, – рассказывает главный врач Раменской ЦРБ Андрей Фадеев. – В том числе самых передовых госпиталей Южной Кореи, где я побывал в рамках программы по обмену опытом. Все самое лучшее мы постарались реализовать в наших условиях. Для нас большая честь участвовать в пилотном проекте «Добрая поликлиника».

Раменская поликлиника во многом уникальна. В ней максимально удобная система навигации – простая, наглядная и понятная. Система терминалов с выдачей талончиков на прием работает по банковскому принципу. Здесь есть электронная очередь и система вызова пациента в кабинет по номеру талона. Заблудиться и перепутать врача не получится.

ПРОЩАЙТЕ, ОЧЕРЕДИ!

– «Добрая поликлиника» – это абсолютно новый проект, аккумулировавший в себе важные задачи и новые управленческие решения, – говорит заведующий Раменской городской поликлиникой № 1 Ирина Леонова. – Он направлен на решение различных проблем. В первую очередь на устранение кадрового дефицита и длинных очередей к терапевтам и педиатрам. Еще одна цель – облегчить запись к узким специалистам. В том числе в выходные.

По словам заведующего, после старта программы в поликлинике резко увеличилось время приема пациентов – с трех до шести – шести с половиной часов в день. Благодаря тому, что поток пациентов вырос, очередей в медучреждении стало меньше.

Увеличить количество часов врачебного приема помогло создание службы выездной неотложной помощи. Именно она теперь обслуживает вызовы пациентов на дом. Одновременно в поликлинике работает в две смены пять выездных бригад. Неотложка сняла нагрузку по вызовам на дом с участковых врачей и дала им возможность полностью сконцентрироваться на приеме пациентов. Эта же служба частично разгрузила и «скорую помощь».

– Служба неотложной помощи представляет собой кабинет неотложной помощи и выездные бригады, – поясняет Леонова. – Сегодня в нашей поликлинике участковые терапевты и педиатры принимают пациентов только по записи. Те, кто не смог записаться и нуждается в срочной консультации врача, в рамках живой очереди приходит на прием в кабинет неотложной помощи. А в следующий раз пациента принимает уже участковый врач. Причем записывает пациента к участковому сам кабинет неотложной помощи.

Заведующая говорит, что врачи продолжают выходить на вызовы к детям до года и к пациентам, которые требуют консультации для уточнения диагноза либо коррекции терапии. Во всех остальных случаях на дом к больным выезжает бригада фельдшеров неотложной помощи.

– Работа неотложки – это всегда тесное сотрудничество фельдшера и врача, – отмечает Леонова. – Если фельдшеру что-то непонятно, он консультируется с доктором, который ведет пациента на участке.

НИКАКИХ ВОЙН

Результат нового формата приема больных уже заметен: очереди в «Доброй поликлинике» резко уменьшились. Благодаря раздельному приему больных по записи и в режиме живой очереди войны пациентов за место у кабинета врача ушли в прошлое.

– Я очень довольна нововведениями в поликлинике, – делится мама двоих малышей из Раменского Елена Михайлова. – Раньше поход к педиатру отнимал массу времени. Причем особой разницы, идешь ты по записи или в режиме живой очереди, не было. В сезонный пик «респираторок» под кабинетом педиатра собиралась толпа. Попасть надо всем: и тем, кто с талоном, и тем, кто пришел самотеком. Каждый день очередь решала, как чередовать пациентов по записи и без нее. То шли два на два, то один на один. Я засекала время: с талоном или без него, меньше часа сидения в очереди у меня не выходило. Сейчас же я прихожу буквально минута в минуту и очень быстро прохожу врача. Это прекрасная экономия времени!

СЕСТРА НА ПОСТУ

Чтобы высвободить максимум времени для врача, в Раменской поликлинике организованы специальные сестринские посты. На них медсестры выписывают рецепты и направления. Таким образом, работа специалистов дополняет друг друга, а не дублирует.

– Большинство медсестер у нас выведены из кабинетов врачей в холл, – говорит Ирина Леонова. – Это дает возможность врачу принять больше пациентов. Схема приема больного выглядит следующим образом. Пациент приходит к врачу и проходит осмотр. Далее рекомендации от доктора поступают на сестринский пост. Выйдя из кабинета, пациент направляется к медсестре и работает непосредственно с ней. Она выписывает справки и направления на анализы, записывает на инструментально-диагностические исследования. Все консультации по подготовке к диагностическим исследованиям и рекомендации по лечению также выдают на посту. А к врачу тем временем заходит следующий пациент.

«Добрая поликлиника» подразумевает тесную обратную связь с пациентами. К услугам посетителей в Раменском – специальные планшеты-блокноты, где в режиме живой связи можно оставить просьбы, отзывы и предложения.

– Мы стараемся ежедневно просматривать записи и оперативно принимать решения, – говорит Леонова. – Несмотря на то что глобальные выводы о результатах проекта пока делать трудно, мы четко видим, что очереди к врачам уменьшились. Врачам стало легче работать благодаря компьютеризации рабочего места. К нам пришли узкие специалисты и фельдшеры. Все это гарантирует, что проект будет работать для пациентов, а качество обслуживания продолжит расти.

ОДОБРЕНО ПЕДИАТРАМИ

– Нет сомнений в важности, актуальности и своевременности проекта «Добрая поликлиника», – уверена главный внештатный специалист-педиатр Министерства здравоохранения Московской области, главный врач Московского областного консультативно-диагностического центра для детей (МОКДЦД), профессор Нисо Одинаева. – В первую очередь это доступность и комфорт, особенно для наших маленьких пациентов и их родителей. Поэтому мы работаем с 8 до 20 часов, включая выходные. Современные технологии и коммуникации позволяют существенно оптимизировать многие процессы. Это и запись к врачу, и электронные истории болезни, и личный кабинет пациента со всеми необходимыми документами, выписками, анализами и рекомендациями. Здесь же набирающая темпы телемедицина. Проект поможет их скорейшему внедрению.

Главный педиатр также отмечает региональное новшество, которое уникально для нашей страны. Согласно недавнему приказу министра здравоохранения Подмосковья о выезде на дом неотложной помощи в «чемоданчик» врача вошли отоскоп (аппарат для осмотра ушей. – Прим. ред.), глюкометр, билитест (прибор, который измеряет уровень желтизны подкожных тканей младенца. – Прим. ред.), стрептатест (метод экспресс-диагностики наличия на миндалинах и стенках глотки микроорганизма, который является возбудителем ангины и скарлатины. – Прим. ред.) и другое оснащение. Все эти предметы позволяют быстро и точно поставить диагноз, оперативно решить вопрос о госпитализации или назначить эффективное лечение.

– Руководствуясь двумя наборами критериев, принятых в здравоохранении, мы провели анализ ключевых проблем, о которых заявляют жители, – говорит министр здравоохранения Московской области Дмитрий Матвеев. – Уже выявили три основных: тяжело своевременно попасть на прием к врачу; отсутствие или поздняя поставка льготных препаратов в аптеки; долго едет «скорая помощь». На решение первой направлен проект «Добрая поликлиника». Во-первых, хотим изменить формат работы поликлиник, перераспределить поток пациентов. Чтобы нуждающиеся в экстренной помощи, в получении справок, в решении других вопросов могли обратиться в кабинет неотложной помощи, или доврачебного приема, или выдачи справок. Участковые врачи должны принимать только тех, кто идет «по записи». Бывает, что из 35 человек, которых принимает участковый, 15 проходят без записи… Еще момент: предложим участковым терапевтам не ходить к пациентам на дом, а наблюдать только лежачих и хронических пациентов. Для обслуживания вызовов на дому организуем бригады неотложной медицинской помощи, для которых будут выделены автомобили.