«Русские Витязи» пересели на новые мощные машины СУ-35С

Общество

Семеро пилотов получили на вооружение уникальные самолеты с управляемым вектором тяги.

СУ-35С – войсковая модель, одноместная модификация. Недавно пилоты получили новую партию боевых аппаратов. Также в арсенале витязей СУ-30СМ. Раньше эксплуатировались самолеты СУ-27, но им уже больше 30 лет, поэтому настало время штатного перевооружения. Замена старых самолетов на новые происходит плавно, частями. Первые экземпляры СУ-30СМ появились у группы высшего пилотажа в 2016 году, а СУ-35С – осенью 2019-го. Как только экипаж получает в распоряжение новую модель, летчиков отправляют на переобучение.

– В центре переучивания мы изучаем техническую и материальную часть новой авиационной техники, – рассказывает командир авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» подполковник Сергей Щеглов. – Ввиду того что СУ-35С – одноместный самолет, контрольных полетов не предусмотрено, выполняется только один тренировочный полет.

Конечно, одного полета на новой машине недостаточно, чтобы привыкнуть к особенностям техники пилотирования, поэтому требуется практика. Основное отличие – это другой комплекс бортового оборудования, которое очень сильно компьютеризировано. Его и приходится тщательно изучать перед тренировочным полетом.

– СУ-35С очень похож на СУ-30СМ, и только через освоение учебно-боевого «тридцатого» можно попасть за штурвал более новой модификации, но отличия все равно есть, – отмечает Щеглов. – Особенно это чувствуется в плотных слоях, рядом друг с другом: иная реакция отклонения рулей на действия пилота. И 35-й более чувствительный и ничем не уступает (а во многом даже превосходит) американские и французские модели.

Из-за более мощного двигателя у СУ-35С усиленная тяга вооруженности. Везде, где нужна тяга (при выполнении энергичных разворотов, вертикальных фигур) он вне конкуренции.

Самое важное преимущество СУ-30СМ и СУ-35С – контроль над вектором тяги. Он позволяет истребителю выполнять атаки почти под любым углом. Он становится решающим моментом, например, во время воздушного боя, когда другой самолет уже потеряет управление на минимальных скоростях, а наш – нет.

На своих машинах летчики регулярно выполняют вылеты на огневые и авиационные полигоны, инсценируют воздушные бои, поражают цели в воздухе и на земле. А еще СУ-30СМ и СУ-35С снабжены режимом «тренаж», когда бомбометание можно отрабатывать без реальных боеприпасов: компьютер моделирует результат после действий пилота и выдает ответ, поражена мишень или нет.

На днях в Белгороде «Русские Витязи» впервые показали зрителям потрясающую авиапрограмму на новых самолетах. Особенно поразительно смотрелся синхронный и одиночный пилотаж, когда благодаря управляемому вектору тяги самолет, кажется, ломал все представления о физических законах.

– Комплекс высшего пилотажа – как музыка, – сравнивает подполковник. – В музыке всего 7 нот, но какое разнообразие мы имеем. Так и здесь, все воздушные фигуры уже известны, но каждая команда привносит что-то свое, имеет свой почерк. Правда, с появлением СУ-35-х с управляемым вектором тяги у нас, в отличие от остальных, появилась восьмая нота.