Школьники высказались за исключение семи предметов из учебной программы. Согласны ли с ними подмосковные учителя?

Общество
Владимир Смирнов/ТАСС

Фото: [Владимир Смирнов/ТАСС]

На днях в РФ провели опрос среди учеников 8–11-х классов с целью выяснить, какие предметы, по их мнению, являются самыми бесполезными. В итоге почти 70% ребят отметили, что совершенно ненужным они считают ОБЖ. На втором месте оказалась технология с 57% голосов, на третьем астрономия – исключить ее из программы захотели 38% школьников, назвав слишком сложной и отметив, что она никогда не пригодится в жизни. Прокомментировать результаты опроса мы попросили подмосковных учеников, родителей и учителей.

ОБЖ НА ПРАКТИКЕ

Как рассказала выпускница раменской школы № 21 Екатерина Борисова, если бы она принимала участие в опросе, также голосовала бы за исключение ОБЖ. Однако, по словам девушки, связано это лишь с манерой преподавания данной дисциплины в их школе.

– Нам курс на протяжении многих лет читал бывший военный, который просто ставил оценки за переписывание учебника и подготовку полит­информации. Предмет был бесполезен, – делится Борисова. – А ведь урок называется «Основы безопасности жизнедеятельности», которые могут запомниться, только если изучать это на практике. Это и оказание первой помощи, и правила поведения при ЧС, и многие другие моменты. На самом деле это очень важная информация, которую необходимо знать. Нужно лишь правильно ее преподносить.

С этим согласна и директор красногорской школы № 18 Юлия Гончарова. Она отметила, что в этом предмете действительно важна именно практика.

– У нас на уроках ОБЖ дети как раз учатся оказывать первую помощь на специальном манекене. И многих этот предмет захватывает, – говорит Гончарова.

ТРИ В ОДНОМ

Тем не менее директор школы № 18 считает, что отчасти дети правы. Конечно, убирать из школьной программы предметы совсем не стоит, однако некоторые вполне можно объединить. Например, те же знания по ОБЖ давать на уроках физкультуры. А вместо музыки, ИЗО и МХК сделать общий курс по искусству.

– Ведь далеко не все хорошо поют или рисуют, – отмечает Юлия Гончарова. – Объединение, на мой взгляд, разгрузило бы школьников и дало возможность уделить больше времени тому предмету, который им необходим. А для тех, у кого есть желание развиваться в искусстве, можно сделать факультативы.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

А вот учитель музыки дмитровской школы № 9 Анастасия Воротник считает, что все-таки уроки по музыке и ИЗО объединять не стоит. Тем более что их изучение заканчивается в 8-м классе. Такие предметы способствуют творческому развитию ребенка, а также на них можно релаксировать, что очень хорошо влияет на психику. И опять же важно правильно построить урок.

– На моих уроках дети не скучают, – заявила Воротник. – Так, в начальной школе мы ставим музыкальные спектакли, разыгрываем сценки. С учениками постарше проводим викторины, организовываем школьные концерты, за участие в которых можно получить хорошую оценку.

При этом Воротник согласна, что возможности в рисовании и пении у детей могут быть разные, поэтому по этим предметам детям нельзя ставить «неуды» и тройки. Ребят нужно оценивать за старания и активность.

В КОМПЛЕКСЕ

Учитель астрономии жуковской гимназии № 1 Михаил Кузнецов считает, что астрономия попала в список бесполезных предметов незаслуженно. Однако он вполне понимает учеников.

– Этот предмет по образовательной программе начинают изучать с 10–11-го класса, когда дети уже определились с приоритетами, готовятся к ЕГЭ, и лишний час, да еще по такой сложной дисциплине, для них совсем не актуален, – объясняет Михаил.

Но при этом педагог отмечает, что астрономия дает базовые знания о нашей Вселенной, которые необходимы каждому человеку. Вот только начинать это делать надо в 8-м классе и заканчивать в 10-м. Причем программа должна быть составлена таким образом, чтобы происходило со­единение всех естественных дисциплин.

– У нас сейчас отсутствует взаимодействие предметов: физика, химия, биология, астрономия. А нужно, чтобы дети воспринимали их в комплексе. Ведь все взаимосвязано, – говорит Кузнецов. – Ненужных предметов не бывает, просто нужно правильно их преподносить.

ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ

Для ученицы 8-го класса королевской школы № 8 Виктории Пенниковой настоящей отдушиной являются уроки по технологии. На них она научилась делать выкройки, шить платья, готовить пироги. Теперь раз в неделю устраивает ужин для родителей, демонстрируя новые навыки. Поэтому девочка не понимает, как такая дисциплина могла попасть в немилость во время опроса.

– Наш педагог учит нас быть настоящими хозяйками. И шить, и вязать, и готовить. Например, недавно делали пиццу, получилось очень вкусно, даже мальчиков угощали, – рассказала Виктория. – Да к тому же и отдыхаем мы во время таких уроков от основной учебы, расслабляемся.

Мама Вики Ангелина также уверена, что для развития ребенка необходимо сочетать серьезные уроки с творческими. Ведь даже взрослым во время рабочего дня надо иногда переключаться, иначе можно перегореть.

– Просто делать такие уроки нужно интересными, они не должны быть нудными и скучными, тогда и дети перестанут воспринимать их бесполезными и начнут с радостью бежать на технологию, ИЗО, ОБЖ, астрономию и подобные занятия, – заключила Ангелина.

Какие предметы попали в немилость к подросткам:

1. ОБЖ

2. Технология

3. Астрономия

4. Основы религиозной культуры

5. Краеведение

6. ИЗО

7. Музыка

В опросе приняли участие более 1,7 тыс. учеников 8–11-х классов из 74 регионов РФ.

– Бесполезных предметов в школьной программе нет. Есть несовременный подход к преподаванию некоторых дисциплин и системе их оценивания. Так, например, по самым непопулярным по опросу среди школьников предметам, по которым не требуется сдавать Единый госэкзамен, можно ввести систему «зачет – незачет» и сделать их более практически направленными, чтобы заинтересовать молодое поколение, – добавила заместитель председателя Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Марина Шевченко.