Слепой педагог из Лобни каждую неделю преодолевает 100 км до работы

Общество
Кирилл Искольдский

Фото: [Кирилл Искольдский]

Николай Хлудов из Лобни уже примерно полгода дважды в неделю преодолевает больше 100 км на общественном транспорте буквально на ощупь, чтобы обучать компьютерной грамотности таких, как он. Что труднее – сделать две пересадки в столичном метро в час пик или провести урок с глухим учеником, выяснял наш корреспондент.

«ЗА РУЧКУ МЕНЯ НИКОГДА НЕ ВОДИЛИ»

Маршрут Лобня – Троицк: около 100 км, три вида общественного транспорта, пять пересадок. Этот квест Николай Хлудов проходит каждый понедельник и пятницу. В начале недели – на работу, перед выходными – домой. Николаю разрешают ночевать прямо в образовательном центре, где он трудится. Мы с Хлудовым встречаемся в метро. По словам педагога, это самый неприятный отрезок пути.

– В метро в принципе опасно даже зрячим, а тут еще не на всех станциях есть обозначения края платформы, – говорит Хлудов. – В таких случаях я просто нахожу тростью столб и стою около него, слушаю, когда подойдет поезд.

Свой путь Николай помнит до сантиметра: где нужно прижаться левее, когда отойти подальше от дверей вагона, откуда отходит маршрутка от «Теплого Стана» до Троицка. За полгода он еще ни разу не опоздал на работу. Хлудов признается, что для этого ему достаточно было один раз проехать маршрут с сопровождающим.

– Я с детства практически слепой – родовая травма, – говорит учитель. – Отучился в специальной школе, но институт окончил на общих началах, получил образование экономиста. Успел поработать и в сфере бизнеса, и в рекламном агентстве. Даже в производстве аудиокниг участвовал, например, делали сборник Александра Грина. Родители у меня зрячие, но за ручку меня никогда не водили. Позволяли спокойно добиваться своих целей.

Николай самостоятелен и в бытовом плане – он живет отдельно, сам себя обеспечивает.

– В магазин хожу сам, уже выучил, где что лежит, иногда продавцы помогают, – рассказывает Хлудов. – По дому все делаю сам, главное – обзавестись гаджетами, упрощающими жизнь, например, стиральной и посудомоечной машинами. Единственное, вещи езжу покупать с мамой, потому что нужно подобрать размер и цвет.

200 КОМБИНАЦИЙ

Николай работает в Доме слепоглухих в Пучково. Его задача – обучать элементарным компьютерным навыкам людей без слуха и зрения. Занятия индивидуальные, курс рассчитан на четыре недели.

– Групповые занятия невозможны, – поясняет Хлудов. – У всех разная степень потери зрения и слуха, кто-то вообще «тотальник», то есть полностью нет ни того, ни другого. Человек живет в интернате месяц, занятия посещает каждый день по семь часов с перерывами.

Основной принцип обучения – освоение специальных программ, которые озвучивают, что происходит на экране, и запоминание горячих клавиш, которые эту программу запускают.

– Всего таких комбинаций около 200, – говорит педагог. – Например, Ins+Z позволит понять, какая страница сейчас открыта. Работа с комбинациями клавиш позволяет освоить и Word, и Excel, но предназначена только для незрячих людей, которые способны работать на обычной клавиатуре. Если человек «тотальник», то нужна специальная клавиатура со шрифтом Брайля.

«ЮРУ НЕ ПОНИМАЮ»

69-летняя Валентина из Санкт-Петербурга – студентка Хлудова. Ее курс подходит к концу, осталось две лекции. За месяц ученица выучила комбинации горячих клавиш, освоила Word, Excel и работу с таблицами. Валентине знания нужны для работы: она председатель одного из общественных движений в родном городе. Рассказ про себя женщина начинает, кажется, с легким немецким акцентом.

– Это не акцент, я инвалид с детства – плохо вижу и практически не слышу, из-за этого не могу контролировать свой тембр голоса, поэтому он такой механический, – поясняет пенсионерка. – Сюда меня отправили от Межрегиональной общественной организации помощи слепоглухим «Эльвира». Нужно было обучиться работе с таблицами, чтобы вести все данные о работе.

Валентина признается, что сложнее всего ей было освоить программу на слух.

– Слух у меня немного сохранен, – говорит она. – Но, когда я говорю с человеком, читаю по губам, а у программы же нет губ, поэтому тут все зависит от тембра. Можно выбрать несколько мужских и женских голосов, каждому присвоено имя. Вот «Юру» и «Екатерину» совсем не понимаю, а сейчас вы слышите «Милену». Ее еще кое-как.

ПРОСТО ДОМ

В Доме слепоглухих Хлудов сам успел побыть студентом и освоил там язык жестов.

– Моя главная задача – не просто обучить компьютеру, а мотивировать человека к развитию, к изучению нового, несмотря на его недуги, – говорит Николай. – Здесь нужна полноценная коммуникация с человеком, чтобы он все понимал. А найти точки соприкосновения слепому и глухому невероятно сложно, поэтому нужно самому развиваться.

Сейчас в Доме для слепоглухих семь слушателей, которые приехали сюда на месячный курс реабилитации, четыре из них «тотальники». Помимо основных навыков работы с компьютером и языка жестов, каждый из инвалидов по желанию может пройти здесь бытовую адаптацию, то есть обучиться самообслуживанию в домашних условиях, а также освоить мобильный телефон, планшет и выучить азбуку Брайля.

– Это действительно просто дом, – говорит Николай Хлудов. – Здесь люди живут, общаются. Это и есть реабилитация и социализация. Кроме того, учреждение работает при храме, здесь проводится большая духовная работа.