Сразу шесть школ Подмосковья стали базовыми учреждениями РАН, в них уже начали готовить будущих ученых

Общество
mipt.ru

Фото: [mipt.ru]

С нового учебного года по всей стране стартовал экспериментальный проект Министерства просвещения РФ по созданию на базе уже готовых учебных заведений базовых школ для Российской академии наук. Образовательная инициатива поможет со школьной скамьи воспитать будущих ученых и академиков. Директора школ, вошедших в проект от Московской области, рассказали «Подмосковье сегодня» о первых шагах реализации проекта.

БИОТЕХНОЛОГИИ И РЫБАЛКА

Школы для участия в проекте в каждом регионе отбирались не случайным образом. В федеральном ведомстве смотрели на рейтинг учреждения и успеваемость учеников. Так, от Московской области были выбраны шесть школ. Теперь в каждой из них особый упор сделают на естественно-научное направление. При этом программы занятий и дополнительных кружков будут разрабатывать совместно с Московским физико-техническим институтом. Высшее учебное заведение выступит главным куратором школ в рамках проекта.

Одной из школ для будущих гениев стал Балашихинский лицей. Как рассказали в учреждении, к подобным программам подготовки учеников им не привыкать: лицей уже 20 лет является профильной образовательной площадкой МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Школа уже определила четыре приоритетных направления, с которыми и будет участвовать в проекте. Это робототехника, искусственный интеллект, биотехнологии и физические исследования. Для каждого направления уже выделены помещения для создания лабораторий. Со дня на день в учреждении ждут поступления нового оборудования, которое, к слову, закупается на средства регионального Министерства образования.

– Развивать именно эти направления мы решили, потому что ранее наши дети уже занимались подобным, – пояснил директор лицея Дмитрий Белоусов. – Например, на занятиях по биотехнологиям ученики ходили на рыбалку на реку, а после проводили анализ чешуи у пойманной рыбы, чтобы выяснить, насколько особи подвержены загрязнению химическими веществами.

Пока в школе началась теоретическая подготовка. Как только в учреждение заве­зут новые компьютеры, центрифуги, анализаторы, запустится и практическая работа.

СВОЙ ПЛАНЕТАРИЙ

Химкинский лицей в проект отобрали также в результате плодотворного сотрудничества школы с высшими учебными заведениями. Образовательные программы здесь уже многие годы разрабатывают совместно с теми же МГТУ и МФТИ, а также с МИЭТ.

Здесь будущих ученых начнут готовить сразу по пяти направлениям: робототехнике, искусственному интеллекту, биотехнологиям, экспериментальной физике и астрофизике. Для реализации последнего уже закупили современный мини-планетарий.

– Вот только разместить его, скорее всего, придется в другом учреждении, – говорит директор лицея Лидия Куманяева. – У нас маленькое здание и нет возможности сделать пристройку. Но в реализации проекта нам вызвался помочь город. Школе выделили несколько кабинетов в учреждениях-новостроях.

ОТКРЫТИЯ ЗАПАТЕНТУЮТ

Серьезно к участию в проекте подошел Одинцовский «Десятый лицей». В учреждении выбрали самое большое количество лабораторий: нейротехнологии робототехники, цифровая электроника и программирование, транспортная робототехника и несколько смежных направлений. При этом в школе уже утвердили несколько проектов, работа над которыми начнется в ближайшее время.

Например, проект «Виртуальный музей литературных жанров» будет представлять собой сайт с поисковиком, где пользователи смогут получить всю возможную информацию. Или совместный с Мосэнергосбытом проект «Модернизация наружного освещения Одинцово». Ребята разработали систему, которая сама будет включать и выключать уличное освещение. Это позволит городу сэкономить большие средства.

– Пока что это учебные открытия, – акцентирует директор лицея Валерия Карева. – Но в будущем, в процессе сотрудничества с РАН, мы планируем делать уже настоящие открытия и патентовать их. Например, сейчас наши лицеисты заявили в разработку прибор с рабочим названием «Контроллер стресса». Это стык биологии, информатики и физики. Дети держат подробности работы в секрете, хотят получить на прибор авторские права.

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ В ТЕМЕ

В Королевском лицее научно-инженерного профиля для участников проекта уже начались вводные занятия, которые ведут выпускники и преподаватели МФТИ. Они читают лекции по трем выбранным учреждением направлениям: биотехнологии, компьютерной лингвистике и искусственному интеллекту.

– Пока к проекту подключились три десятых класса, – говорит директор лицея Ольга Домашина. – Через пару месяцев к ним присоединятся и девятиклассники. Со временем дети определятся, нужно им это или нет. Самые усердные и талантливые будут реализовывать научные проекты. И дети, и родители смотрят на этот проект с воодушевлением.

ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧЕНЫХ

В Сергиево-Посадском физико-математическом лицее проектные идеи базовой школы РАН будут реализованы по пяти направлениям: робототехнике, цифровой электронике и программированию, компьютерному моделированию, экспериментальной физике и нейротехнологии. В учреждении считают, что участие в проекте позволит выявлять и обучать способных, талантливых школьников и готовить их к осознанному выбору современных профессий в наукоемких отраслях экономики.

– Разработана программа взаимодействия с профессорами РАН и МФТИ, – рассказывает директор лицея Ольга Макарова. – Это лекции, «круглые столы», мастер-классы, консультации, лабораторные занятия для учеников и преподавателей, обучение педагогов. Работать в школьных научных сообществах наши ребята будут под руководством известных ученых.

КУДА ДЕНЕТСЯ ЯЗЫК?

С опаской к новому проекту отнеслись родители учеников Долгопрудненской гимназии № 12. Школа имеет лингвистический профиль, и многие задумались о целесообразности внедрения естественно-научных лабораторий.

– Родители даже задавали нам вопрос, куда денутся языки, – рассказывает директор гимназии Кира Цепляева. – Никуда не денутся. Лишь добавятся новые направления.

Таких направлений будет несколько: компьютерная лингвистика, нейротехнологии и астрофизика. В рамках проекта в учреждении уже начали работать первые кружки: «Юный звездочет», «Занимательная физика», «3D-моделирование» и «Компьютерный перевод».

– Целью этого проекта является создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей. Для нас это важное событие, функционирование данных школ послужит развитию интеллектуального потенциала Подмосковья и страны в целом, – сказала первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Обучающиеся получат новые возможности осваивать современные методы научных исследований, работать в школьных научных сообществах под руководством известных ученых, а также использовать для образовательной деятельности ресурсы научных институтов РАН. Это колоссальный опыт для подмосковных ребят.

Что включает проект создания базовых школ:

– Создание лабораторий по выбранным направлениям, закупка оборудования

– Предоставление лекторов из высших учебных заведений

– Повышение квалификации учителей

– Проведение практических занятий в лабораториях вузов

– Вывод муниципальных школ на региональный уровень

– Открытие на базе школ учебных центров

– Строительство общежитий для учеников из глубинки

Какие образовательные учреждения Подмосковья вошли в проект:

– Балашихинский лицей

– Физико-математический лицей г. Сергиев Посад

– Лицей научно-инженерного профиля г. Королев

– Химкинский лицей

– Одинцовский «Десятый лицей»

– Гимназия № 12 г. Долгопрудный