Ум, талант и немного экстрима: молодые ученые Подмосковья – о своих открытиях

Общество

Они разрабатывают уникальные методы и программы, которые помогают науке шагать вперед. Успевают не только работать в полную силу, но и жить ярко и интересно. Лауреаты губернаторской премии рассказали корреспонденту «Подмосковье сегодня» о своих открытиях и о том, в чем они черпают вдохновение для новых идей.

АЭС БЕЗ ТРЕЩИН

На что потратить губернаторскую премию 700 тыс. рублей, начальник отдела подольского опытного конструкторского бюро «Гидропресс», кандидат технических наук Сергей Лякишев пока не определился. Но для молодой семьи решение этого вопроса наверняка много времени не займет. Награды удостоена разработка Сергея в области укрепления надежности парогенераторных АЭС.

– В определенных узлах АЭС с течением времени, примерно через 10–20 лет, возникают трещины, – рассказывает Сергей. – Нам удалось создать такую конструкцию атомной электростанции, в которой трещин быть не может, мы в этом уверены.

Такого эффекта Лякишеву удалось добиться не сразу. По словам ученого, на это ушло несколько лет исследований. Удалось снизить напряжение и оптимизировать форму конструкций, и теперь станции, построенные с учетом разработок Сергея, будут неуязвимы.

Как признается Сергей, многие идеи по новой конструкции приходили неожиданно. Иногда во время прогулок с дочкой. А порой и на рыбалке.

– Вокруг тишина, ты сидишь и думаешь о своем, причем не напрягаешься, а так, мысли гоняешь: а что будет, если сделать так и так. И в голову приходит решение, – говорит Сергей.

А вместе с решениями приходит и улов. Лякишев с гордостью рассказывает, например, о двухкилограммовой щуке, пойманной в Волгоградской области. Хотя считает, что это не предел. Как не предел для молодого ученого и его разработка.

МЕТАЛЛ В МЕДИЦИНУ

Антон Попов, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, расположенного в Пущине, – один из немногих специалистов в стране, который занимается вопросом применения диоксида церия в биомедицине.

– Этот редкоземельный металл широко используется в промышленности, – говорит Антон. – Лет 10–15 назад выяснилось, что в нанокристаллическом состоянии он может быть полезен в биологии и биомедицине, потому что проявляет мощные антиоксидантные свойства. Его можно использовать, в частности, для культивирования стволовых клеток.

По словам Антона Попова, уникальность этого материала заключается и в том, что он абсолютно безвреден для человеческого организма.

– Над вопросом применения диоксида церия в биомедицине в России, по сути, работаем только мы, – уточняет Антон. – Лет восемь наш институт сотрудничает с Московским институтом общей неорганической химии. Его специалисты предлагают мне возможные объекты, где может использоваться диоксид церия, а я исследую и говорю, можно его применять в этой области или нет.

Так, на основе исследований Антона сейчас разрабатывается заживляющий гель. Американские коллеги уже запатентовали и провели испытания аналогичной мази. Как говорит молодой ученый из Пущина, отечественный гель будет не хуже, а может, и лучше заморского аналога. В этом он уверен. Как уверен был, что все будет хорошо, когда девять лет назад после окончания института в Нальчике приехал в Пущино.

– Я хотел заниматься исследованиями и знал только, что в Пущине есть такая возможность,– вспоминает Антон. – Когда приехал, растерялся: куда идти? Хорошо, что первая городская остановка называется «Институт». Понял, что именно здесь мне надо выйти.

Удачно вышел. Сегодня у молодого ученого есть жена, которая тоже работает в институте, двое детей и грандиозные планы на будущее. Губернаторскую премию семья намерена вложить в ипотеку. А еще Антон хочет и дальше жить полной жизнью: прыгать с парашютом (экстрим – его стезя), играть в футбол, растить своих малышей.

ТУРБУЛЕНТНОСТИ НАЗЛО

Методика авторского коллектива жуковского ЦАГИ делает полеты на самолетах безопаснее. Как рассказывает кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Центрального аэрогидронамического института Алексей Трошин, их совместная с Евгением Матяшем разработка позволяет снизить риски при столкновении самолета с турбулентными потоками.

– Все воздушные течения турбулентны, их никто не может смоделировать с достаточной надежностью, – поясняет Алексей. – Люди стараются это сделать, чтобы понимать, как турбулентность влияет на подъемную силу, тягу, расход топлива. Работы идут постоянно.

Как объясняет Алексей, авторскому коллективу ЦАГИ удалось разработать новые формулы описания турбулентных потоков. Открытия уже применили на практике.

– Наши наработки использовали при оптимизации формы мотогондолы двигателя одной из модификаций «Суперджета», – уточняет Трошин. – А также определено оптимальное расположение двигателя самолета относительно крыла. Такие наработки позволяют расходовать меньше топлива и положительно влияют на безопасность.

Этой темой тридцатилетний уроженец Раменского занимается не случайно. Родители и брат Алексея работают в авиации.