Уже не подранки: почему в Подмосковье ликвидируются детские дома

Общество

Еще в 2013 году в Подмосковье работало 44 детских дома. Сейчас из них осталось всего 8. Детей, оставшихся без попечения родителей, меньше не становится, но теперь их стараются сразу передать в замещающие семьи. Министр образования Московской области Ирина Каклюгина рассказала о том, как в последние годы в регионе обеспечивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а директор детского дома «Созвездие» из Рузы Жанна Слюнченко – как новая система реализуется в конкретном учреждении.

ДВЕРИ ОТКРЫЛИСЬ

Ирина Каклюгина: «Устройство детей-сирот в семьи всегда было приоритетным направлением для органов опеки и попечительства. Действительно, был период, когда дети устраивались в семьи не так активно, как сейчас. Во многом это было связано с неосведомленностью людей. Все изменилось за последнее десятилетие: принято много мер по активному информированию граждан, а также по поддержке семей, принявших детей на воспитание, в том числе и материальной».

Жанна Слюнченко руководит детским домом «Созвездие» уже 13 лет. Буквально на ее глазах стремительно менялись государственные установки в отношении ребят, оставшихся без попечения родителей.

– Когда я пришла в эту систему, роль детского дома ограничивалась уходом, воспитанием, присмотром и образованием, – рассказывает директор. – Поэтому дети жили в учреждениях годами, вплоть до выпуска. Но где-то в 2013–2014 годах приоритеты начали меняться. Сейчас первостепенная задача – найти ребенку семью.

Это может быть как возврат в кровную семью, так и устройство в замещающую. Если с первым вариантом все более-менее понятно, то по второму шла огромная многолетняя работа – прежде всего, где найти необходимое количество потенциальных приемных родителей?

– Раньше детские дома были закрытыми учреждениями, туда не так просто было прийти в гости, – поясняет директор. – И считалось, что ребята, воспитывающиеся в них… ну, неблагополучные. А потом стали проводиться дни открытых дверей, и люди увидели, что наши воспитанники – обычные, нормальные детки, как и все. И их с удовольствием стали брать.

А МАША ВАС ВЫБЕРЕТ?

Ирина Каклюгина: «Для более осознанного отношения граждан к принятию детей и качественного их устройства в семьи появилась потребность в подготовке будущих замещающих родителей и в их дальнейшем сопровождении. Ведется работа по созданию служб сопровождения замещающих семей. Подбор семьи осуществляется, исходя из интересов каждого ребенка».

Раньше дети, изъятые из семей, особенно подростки, знали, что если не вернутся к родным маме и папе, то будут жить в детском доме до совершеннолетия. А тут вдруг нужно идти в приемные семьи, к чужим дядям и тетям. К этому они не были готовы психологически.

– Ненавязчиво мы рассказывали ребятам, что есть еще и такая форма, как замещающая семья. Мы их готовили, чтобы дети открылись и сами проявили желание обрести новый дом, – объясняет Жанна Слюнченко.

Ни в коем случае ребят не распихивают в приемные семьи насильно.

– Вот допустим, приемным родителям понравилась какая-нибудь Маша, они говорят – все, берем ее! – приводит пример Слюнченко. – А Маша-то не товар на полке в магазине. Главное: Маша вас выберет?

Оказывается, каждый ребенок в любом возрасте рассматривает потенциальную семью буквально под микроскопом: много ли детей в семье или он будет единственным, живут ли они в селе или в городе, есть ли домашние животные, какой у них уровень культуры и образования, увлекаются ли они спортом или домоседы? И только если все совпало, если у ребенка глаза горят, только тогда директор со спокойной совестью ставит свою подпись в документе о передаче. Жанна Слюнченко гордится, что еще ни один бывший ее воспитанник не вернулся обратно в детский дом.

ШАНС ЕСТЬ ВСЕГДА

Ирина Каклюгина: «Важная задача – сопровождение уже состоявшихся приемных семей. Каждый родитель и ребенок может получить грамотную консультацию специалиста по интересующему вопросу. Задача специалистов – вовремя выявить проблемы в семье и помочь решить их, чтобы не допустить вторичного сиротства (возврата ребенка в учреждение)».

Когда дети и приемные родителя находят друг друга, то это чудо, сравнимое с любовью. А любви, как известно, все возрасты покорны.

– У нас был мальчик Кирилл, его никто не хотел брать, потому что взрослый – уже 17 лет, – вспоминает директор. – Однажды он случайно во время дня открытых дверей познакомился с супругами из Москвы. Между ними пролетела какая-то искра, они стали общаться в соцсетях, вместе ездить в музеи, парки, на спортивные турниры. Я увидела, что мужчина реально стал другом этому мальчику. Вскоре они его усыновили и забрали в Москву. Прошло уже 4 года, у них все хорошо, Кирилл заканчивает университет.

«Созвездие» рассчитано на 40 мест, в среднем ребята здесь живут 7 месяцев. Потом уходят в семьи. Примерно раз в год весь состав детского дома полностью обновляется. Однако есть и исключения. Так, брат и сестра Арина и Ярослав, которые попали сюда после лишения их родителей прав, наотрез отказались покидать детский дом.

– И это их право! – акцентирует директор. – Ребята познакомились с некоторыми приемными родителями и практично решили, что детский дом даст им больше возможностей, чем любая семья. Арина идет на золотую медаль, планирует поступать в сеченовский институт. А мы привлекаем спонсоров для оплаты репетиторов. Девочка выиграла грант Сбербанка на учебу, ходит на подготовительные курсы. Ярослав собирается стать айтишником. Но этот случай – исключение. В основном дети понимают, что лучше воспитываться в семье.

– После того как в организации для детей-сирот остается минимальное количество воспитанников и принимается решение о его закрытии, мы стараемся подобрать семьи для оставшихся с учетом их мнения и пожеланий, - рассказывает Ирина Каклюгина. - Если по каким-то причинам найти семью не удается (иногда это желание подростка), то детей готовят к переводу в другую организацию. У них есть возможность съездить туда на экскурсию, познакомиться с воспитанниками и сотрудниками. Перевод ребенка всегда осуществляется в его интересах. Зданиям высвобождаемых детских домов сразу нашлось другое применение. В них открылись детские сады, центры дополнительного образования и другие учреждения для детей.