Врачи подмосковной санавиации первыми приходят на помощь в самых сложных случаях

Общество
пресс-служба правительства МО

Фото: [пресс-служба правительства МО]

За прошедший год силами санитарной авиации по всей России было эвакуировано более двух тысяч пациентов. В Московской области работают две воздушные бригады.

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

Анатолий Михайловский пришел в бригаду санитарной авиации после работы на станции скорой помощи и в военном госпитале. Сначала совмещал две работы, потом стал врачом вертолетной бригады, а сейчас – заведующим отделением санавиации.

– Это динамичное и инновационное направление с интересными пациентами: после ДТП, с травмами, полученными в пожарах и других чрезвычайных ситуациях. Но перед началом работы были обязательные курсы повышения квалификации, – объясняет Анатолий.

Второй врач, Алексей Морозов, попал в санавиацию шесть лет назад по совету коллег. До этого, сразу после окончания института, работал в детской реанимации и на скорой.

– Сейчас на мне больше ответственности. При этом появилась возможность выполнять такие задачи, которые невозможно сделать другими службами: оказание помощи больным и пострадавшим, находящимся в крайне тяжелом состоянии, и эвакуация их на дальние расстояния, – рассказывает Алексей.

Все сотрудники на базе ВЦМК «Защита» изучают физиологию организма во время полета, правила безопасности и особенности врачебного вмешательства с учетом транспортировки по воздуху, а также работу медицинского персонала на воздушных судах. Сейчас в области работают две бригады, в каждой есть реаниматолог, анестезиолог и фельдшер. Вызов может сделать любая оперативная служба, а в вертолет помещается до двух пациентов. Бригада
санавиации работает круглосуточно, а вылеты совершаются из хелипарка «Подушкино» в Одинцово.

ЭКСПРЕСС-ЭВАКУАЦИЯ

К перевозке пациента готовят по медицинским принципам: осматривают, потом обязательно обезболивают, укладывают на вакуумный матрас и в условиях постоянного мониторинга довозят до пункта назначения. Показания для полета – необходимость срочной эвакуации с места происшествия или перевод из других учреждений для оказания высокотехнологичной помощи.

– Самое главное в работе – это необходимость знаний врачом разнообразной патологии и критических состояний, как на уровне скорой помощи, так и стационара. Потому что межгоспитальная эвакуация – это не только перемещение пациента, но и продолжение лечения, а при необходимости еще и стабилизация его состояния на месте до начала эвакуации, – объясняет Алексей.

Полет туда-обратно занимает от 20 до 50 минут в самую дальнюю точку Московской области. По словам Анатолия, сейчас нет мест, куда не доехать на машине. Ограничивает путь только транспортный трафик, поэтому санавиация стала актуальнее – сокращается время доставки пациентов.

– В подавляющем большинстве случаев вылеты осуществляются к пострадавшим в ДТП, больным с ожоговой травмой, а также к детям с опасной патологией. Вертолет способен приземлиться на любую площадку. Главное, чтобы она подходила по размерам, – объяснил Алексей.

УСПЕТЬ СПАСТИ ДЕТЕЙ

Каждый полет по-своему трудный, ведь каждый случай требует индивидуального подхода. Но наиболее тяжелые для сотрудников воздушной скорой помощи – вызовы к детям. А это почти половина всех вылетов.

– Помню всех пациентов, выделить одного сложно. Но больше всего запоминается, когда дети страдают по невнимательности взрослых. Например, недавно маленький ребенок выпал из окна пятого этажа и получил серьезные травмы, – рассказывает Анатолий.

Основное преимущество санитарной авиации – минимальное влияние дорожного полотна и трафика на пострадавшего и более быстрая доставка в больницу. Некоторые категории пациентов нужно перевозить с осторожностью, например с тромбоэмболией.

– Безопасность соблюдается за счет постоянного наблюдения за пациентом, использования средств мониторинга и проведения медикаментозных воздействий. Осенью прошлого года была оказана помощь восьмилетнему мальчику, получившему множественные травмы в ДТП, – рассказывает Анатолий. – В процессе эвакуации проводилась интенсивная терапия с искусственной вентиляцией легких. Состояние маленького пациента оставалось стабильным, критических инцидентов не произошло.

В особо напряженные месяцы – с начала весны и до октября – бригада совершает от 45 до 70 вылетов.

– Большое количество травм в это время связано с автомобильными авариями: много людей перемещаются из Москвы в область и обратно. Дачный сезон тоже вносит свои печальные коррективы – случается много пожаров и прочих инцидентов на отдыхе, – объясняет Алексей.

ТЕХНИКА ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

Основное отличие вертолета для санавиации – наличие специализированного медицинского модуля. В его состав входит оборудование для мониторинга состояния пациента и поддержания жизнедеятельности: аппараты ИВЛ, системы дефибрилляции, специальные инфузионные насосы и аспираторы.

Экипаж вертолета выполняет полет в соответствии с существующими правилами и нормами. Если же сравнивать полет с перевозкой пациента на карете скорой помощи, то здесь преимущество однозначно на стороне винтокрылой машины – они проходят тщательный контроль, а экипажи обладают большим опытом пилотирования как гражданской, так и военной техники.

Также для эвакуации пациентов в ночное время с необорудованных площадок специалистами была разработана автономная система ночного старта, которую можно развернуть в течение всего трех минут.

Территориальный центр медицины катастроф Московской области использует для вылетов два вертолета модели «Ансат». Несмотря на самую объемную кабину в своем классе, эта машина является оптимальной для городских условий. Максимальная дальность полета составляет 525 км. Крейсерская скорость – 260 км/ч. Основные достоинства вертолета – многофункциональность, компактность, позволяющая осуществлять посадки на неподготовленные малоразмерные площадки, высокий статический потолок, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании, высокая безопасность.