«Выходим, а над головой радуга»: Как луховицкие дети-иконописцы спасают храмы

Общество
Иван Водопьянов / Подмосковье сегодня

Фото: [Иван Водопьянов / Подмосковье сегодня]

Центр развития творчества детей и юношества в Луховицах – это одно из двух учреждений Подмосковья, где детей профессионально учат иконописи. Здесь занимаются в основном девушки в возрасте от 13 до 17 лет. Что заставляет их на пике юношеского бунта выбрать путь к духовному просвещению, разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».

Педагог студии Наталия Власова рассказывает, что в иконопись пришла случайно. История берет свое начало еще в 90-х.

– В Луховицком районе тогда реставрировали Казанский храм. Представители церкви искали художников для восстановления икон, обратились к нам в центр творчества. Приносят икону Божией Матери. Я тогда слабо разбиралась, но поняла, что-то не так. Написана некачественно, явно на скорую руку. Голова огромная – прямо авангард какой-то. Решили с мужем снять верхний слой. Начали зачищать шкуркой, а на нас смотрят глаза, – вспоминает Наталия.

Под верхним слоем оказалась древняя Смоленская икона Божией Матери примерно XVIII века. Художники решили спасти святыню и две недели на ощупь скальпелем снимали верхний слой.

– Икона оказалась очень ценная, может, ее кто-то вывезти хотел, теперь уже не узнать. Помню, когда мы с мужем закончили работу, выходим из центра, а прямо над головой огромная яркая радуга. Уже потом я узнала, что это знак примирения человека с Богом, – вспоминает Власова.

С тех пор учитель изобразительного искусства связана с церковью уже 20 лет – помогает с реставрацией и росписью, а также поет в хоре.

– Быть иконописцем очень ответственно. Есть даже свод правил, которого нужно придерживаться и в повседневной жизни, – поясняет Власова.

Дети в иконопись приходят сами. Группа небольшая: занятия посещают около 10 человек, на момент нашего приезда в классе работают четыре девушки. Курс иконописи длится четыре года, при этом до начала обучения юные иконописцы обязательно должны пройти через художественную школу.

– Несмотря на то что в иконописи совершенно другие каноны, человеку элементарно нужно знать базу и набить руку, – поясняет педагог.

Процесс написания иконы долгий и кропотливый. Способный ученик за год обучения успевает сделать две полноценные работы.

– Мы ориентируемся на Московскую школу иконописи, расцвет которой пришелся на XV век. Используем такие же технологии. Все начинается еще с заготовки. Это липовая основа, на которую нужно нанести более 20 слоев левкаса (меловой или алебастровый грунт. – Прим. «Подмосковье сегодня»), а каждый слой сохнет около суток, – говорит Наталия Власова.

Сохранили в студии и исторические подходы к изготовлению краски – ученицы сами делают эмульсию из яичного желтка и смешивают ее с сухими пигментами краски. Готовые иконы обрабатывают олифой, как это делал еще Андрей Рублев.

– Живописец рисует природу и людей, как он их видит. Нам же нужно соблюдать определенное освещение, цвет самого лика. Он пишется постепенно – сначала теневой цвет, который потом высветляется охрением, – добавлением охры с белилами, – поясняет педагог.

В первый год обучения ребята начинают с изображения травы и палат. Своеобразным выпускным испытанием для них служит написание лика Богородицы, где уже используется ассист – вторичное золочение. При этой технике тончайшие лепестки золота наносятся на складки одежды, волосы и другие детали изображения с помощью листка бумаги или маленькой подушечки.

Студия иконописи работает в Луховицах уже девять лет. В этом году одна из учениц студии удостоилась главного приза на региональном конкурсе по иконописи и теперь представит Московскую область на всероссийских состязаниях. Впрочем, по словам Наталии Власовой, конкурсы для них вторичны – важнее помочь местным церквям и храмам. Студийцы постоянно участвуют в росписях и реставрации.

– Наш самый большой проект – создание иконы Луховицких новомучеников и исповедников, которую мы передали Троицкому храму. На ней изображены святые, которые были канонизированы за страдания во время гонений в 1917 году. Самым сложным в работе было то, что образы создавались по фотографиям, где человек был лысым и измученным. До этого мы писали образы только с других икон, – вспоминает Власова.

На вопрос, приемлемы ли в иконописи новые веяния, Наталия Власова отвечает – да, но основы должны соблюдаться.

– Многие современные иконы все больше походят на портреты. Не соблюдаются пропорции, перспектива, освещение. Нужно понимать, что иконопись показывает не материальность образов, а их духовность. Единственная дань современности, к которой мы прибегаем, – это интернет: подглядываем там изображения икон, с которых срисовываем свои, – говорит Власова.