Спорт и отдых

Между ними тает лед. Как в Одинцове готовят новую чемпионскую поросль

Фото: [ Денис Трудников / Подмосковье сегодня ]

В последнее время знаменитая одинцовская школа танцев на льду как будто бы немного сдала свои позиции. Вот и на недавнем чемпионате мира в составе российской команды не оказалось ни одного ее представителя. «Подмосковье неделя» побывало в Одинцове и удостоверилось: таланты здесь не перевелись. На местном катке тренируется несколько перспективных молодых пар, которые через несколько лет могут пробиться в сборную страны.

ГОРШКОВ&ГОРШКОВ

Внутри ледового дворца едва ли не холоднее, чем на опаздывающей с весной улице. Мысль о том, что утренняя тренировка будет длиться два часа, кажется невыносимой. Между тем несколько пар разного возраста, находящиеся на льду, холода не чувствуют. Помимо движения их греет творческий азарт. Под сводами катка томно звучит аргентинское танго, сменяемое звуками зажигательного ча-ча-ча. Это идет работа по постановке новых программ к следующему сезону.

Одинцовский каток неразрывно связан с двумя людьми, очень хорошо известными в мировом фигурном катании. Волею судьбы у них одна фамилия, хотя они и не родственники. Спортшкола, расположившаяся в здешних стенах, носит имя Александра Горшкова и его партнерши Людмилы Пахомовой, которые стали первыми олимпийскими чемпионами в истории этого спорта – недаром их бронзовые фигуры украшают постамент у входа на стадион.

Под сводами арены вот уже который год трудится другой Горшков – Алексей. Именно ему подмосковные танцы на льду во многом обязаны своей славой. Горшков-младший тренировал Оксану Домнину и Максима Шабалина, которые несколько лет назад считались одними из сильнейших танцоров планеты. Это он заложил фундамент болгарам Албене Денковой и Максиму Ставискому, позволивший им впоследствии стать двукратными чемпионами мира. Но получилось так, что ушли сначала одни, а следом – и другие. В результате наставник остался без учеников.

У него и потом были сильные пары. Например, Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко, становившиеся серебряными призерами чемпионата России. Но дуэт распался, и тренер вновь очутился у разбитого корыта. Сейчас он в который уже раз начинает все с нуля.


УПРАВЛЯЕМОЕ БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

– Сначала сделайте «кораблик». А потом – р-раз! – и вперед, заходите на вращение, – командует на льду Горшков.

Коварная связка не поддается, и наставник хватает партнершу, чтобы лично продемонстрировать, как надо выполнять непокорный элемент.

Ксения Конкина и Григорий Якушев катаются вместе всего год, но уже успели занять пятое место на юниорском первенстве России. По итогам завершившегося сезона они попали в состав юниорской сборной страны и осенью смогут выступить в розыгрыше Гран-при своей возрастной категории.

Бок о бок с ними тренируется еще одна пара. Арина Ушакова и Максим Некрасов чуть помладше своих коллег, однако тоже считаются очень перспективными и уже второй год являются членами российской юниорской сборной. 14-летняя Ушакова родилась в Челябинске, но ради спорта уже в детском возрасте покинула родной город и переехала в Одинцово. В парных видах такие случаи не редкость: подобрать двух фигуристов, которые будут подходить друг другу не только по физическим параметрам, но и по духу, весьма непросто. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

На другом конце катка порхает стайка ребятишек. Это так называемые новисы – совсем юные фигуристы, находящиеся на одной из начальных ступеней обучения. Хотя абсолютными новичками их тоже не назовешь: чтобы попасть в эту категорию, нужно уже много что уметь. В группе Горшкова новисами командует супруга тренера Людмила. Выполняя заданное ей упражнение, младшенькие то и дело с интересом поглядывают на более старших коллег. Те проносятся мимо с особой бравадой: когда на тебе висит столько любопытных глаз, особенно не пофилонишь.

Одновременно на льду находится полтора десятка спортсменов, но никакой суеты и беспорядка нет. Все движение подчинено какому-то строгому внутреннему распорядку, неведомому для посторонних. Вот слышится предупреждающий окрик, и броуновское движение тут же замирает. Все послушно отскакивают к бортам: Ксюша с Гришей, выполняя сложную поддержку, выезжают на середину катка. Одним коньком она упирается в колено партнеру, вторая нога свободно парит в воздухе. Такую конструкцию не то что задеть – на нее дышать страшно.


ИНЬ И ЯНЬ

Чтобы воспитать фигуриста высокого класса, нужно затратить массу времени и сил. Это и понятно: вид спорта является технически сложным, высококоординационным. Создание хорошего дуэта – и вовсе титанический труд. Для работы сразу с двумя спортсменами всего должно быть вдвойне – и терпения, и такта, и педагогического мастерства. Последнее качество в последнее время приобретает все большее значение: если ученикам что-то не понравится, они могут запросто переметнуться к другому наставнику.

Лепка любого шедевра начинается с поиска подходящего материала. Страна у нас большая, фигуристов много, но подобрать партнеров, которые бы идеально подходили друг другу, очень непросто. Найти спортсменов примерно

 одного возраста со схожими антропометрическими данными мало. Должна работать внутренняя «химия» пары, без нее дело не пойдет.

– Это сложно описать словами, такие вещи тренер даже не видит, а чувствует на интуитивном уровне, – говорит Алексей Горшков. – Партнерам по хорошему дуэту нужно не просто совпадать по внутренней энергетике. Они должны дополнять друг друга, быть как инь и янь.

Примеров несовпадения гораздо больше, чем обратных. Даже самый великий наставник в таком случае будет бессилен.

– К примеру, тренировались у меня две пары: Оксана Домнина – Максим Болотин и Наталья Романюта – Даниил Баранцев, – рассказывает тренер. – В какой-то момент возникли проблемы, и я решил поменять партнеров местами.

Но ничего не вышло, Домнина с Баранцевым никак не могли попасть на общую волну. Да и Максиму с Романютой оказалось непросто. Пришлось вернуть все, как было.

Болотин, кстати, уезжал в США, но, проведя за океаном несколько лет, решил вернуться. Сейчас он работает в группе Горшкова вторым тренером, помогает своему наставнику растить молодежь. Такая вот преемственность поколений в действии.

Последним неудачным экспериментом стала попытка объединить в один дуэт Ксению Конкину и Максима Некрасова. Рост у них сопоставимый, длина ног пропорциональная. Да и живут оба в Одинцове, ездить никуда не надо было бы. Но задумка не сработала, внутреннего контакта у новых партнеров не возникло.

Пришлось брать иногородних ребят. Те теперь живут вдали от дома, на съемных квартирах. Но никто не ропщет: красота, как известно, требует жертв.


ДВОЙНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Помимо внутренней «химии» в танцах требуется высокий уровень самоорганизации и дисциплины. Тренировки на льду проходят два раза в день, каждая длится по два часа. Плюс еще пять часов в неделю – хореография. Пропускать занятие нельзя, подведешь партнера. Получается двойная ответственность: за себя и за того парня (ну, или девушку).

Вот и выходит, что воспитание классной танцевальной пары – индивидуальная, штучная работа. Потому-то подготовка и занимает столько времени. Зато если все получится, мастерство фигуристов будет трогать сердца миллионы зрителей по всему миру. Не случайно болельщики во многих странах мира до сих пор помнят потрясающие программы Оксаны Домниной и Максима Шабалина.

Очень хочется, чтобы по этому же пути пошла и нынешняя одинцовская поросль.

Владимир Серов