Житель МО собрал крупнейшую коллекцию автономеров

Спорт и отдых
Денис Трудников / Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Сегодня]

Послы Тувалу и Ливана, ярославский крестьянин, красноармеец. Все эти люди когда-то управляли транспортными средствами, номера которых есть в коллекции Петра Шляхина. И все же главная его специализация – регистрационные знаки советской эпохи. Трудно уточнить наверняка, но похоже, что собрание именно этих номеров у Шляхина полнее, чем у кого бы то ни было на планете. Мы заехали в гости к диковинному коллекционеру, чтобы поговорить о зависти и бескорыстии, России и Европе, МВД и ФСБ.

Посол в файле

- В московском районе Матвеевское рушили гаражи, мы туда с товарищем приехали детали какие-то покупать, - вспоминает Петр Шляхин. – Пока товарищ торговался за детали, я решил прогуляться по руинам. В останках каркаса одного из гаражей в луче заката сверкнула серебристая табличка. Вытаскиваю, а это литой силуминовый номер! Ливанский, дипломатический! Сокровище! Из меня аж вопль сдавленный вырвался. Товарищ подбегает на крик. Я ему: «Во!» - табличку протягиваю. Он мне тогда заявил, что на номерах я совсем помешался.

Коллекция Шляхина насчитывает более двух тысяч экземпляров и непрерывно пополняется. Две трети номеров – советского периода, на них Шляхин специализируется. Жестяной кругляш ярославского извозчика 1851 года и продолговатые прямоугольники современности дают коллекции исторический размах, дипломатические номера от Англии до Тувалу дают размах географический. Хранит свои роскошества Петр в картонных коробках в простой комнате загородного дома. Профилактикой от коррозии служат канцелярские полиэтиленовые файлы.

Помню все, что не взял

- Родители вспоминают, как еще сидя в коляске, я провожал каждый автомобиль горящими глазами, - рассказывает «историю болезни» Шляхин. – Гаишник, говорили, растет. Я хотел пойти на эту работу, даже поступил в МАДИ. Но по настоянию родственников выбрал факультет «автомобиль и автомобильное хозяйство».

Коллекционирование Петр познал шестилетним. Знакомый родственников, видя, каким взглядом малец пожирает его 427-й «Москвич», придумал подарить ребенку номер на память. Вторым в коллекции стал дар отца – велосипедный номер 1956 года. Третий экземпляр Петр подобрал под дорожным знаком по пути из школы. Потом была эпоха увлечения мопедами и мотоциклами, соответствующие виды знаков пополняли коллекцию. Позже в поисках новинок с друзьями по школе Петр ошивался по задворкам автобаз.

- Мне казалось диким, что можно просто взять и выкинуть номер, - признается Шляхин. – Поэтому я не брал их, думал, что это криминал, что забираю чужое. Я до сих пор помню каждый номер из тех, что не взял.

«Волга» помогает

Кое-что для коллекции Петр нашел на Одинцовском чермете. Видя облепленную жестянками стенку сарая, номера приносили знакомые. Страсть к собирательству порой утихала. Сильный всплеск интереса пришелся на конец нулевых, когда Шляхин стал коллекционировать еще и советские ретроавтомобили.

- Нужна тебе электропроводка на 21-ю «Волгу», приезжаешь к дедушке, а заодно спрашиваешь, есть ли номера, - объясняет коллекционер. – Он откуда-нибудь из-за шкафа достает. От каждого второго я что-нибудь увозил. Уверен, и у каждого второго читателя этой статьи в гараже лежит старинный номер.

Если номер не отдают «за так», его можно купить. Цена вопроса колеблется от сотни до десятков тысяч рублей. Популярное средство – обмен. Если в коллекции собирается передний и задний номера, один можно выменять на что поинтереснее. Обменный фонд видного коллекционера Шляхина составляет около 400 единиц. Меркантильных целей при этом собирательство Петра не преследует.

- Почему собираю номера? Да нравится мне, - объясняется коллекционер. - Просто такое увлечение. Люди вот марки, например, собирают. Они же не будут их использовать в качестве персонального платежного средства.

Приют парашютиста

К юбилею ГАИ в 2016 году Шляхин намерен издать книгу об истории автомобильных номеров СССР. Труд основан на материалах, которые Петр в поиске редких номеров находил в Госархиве, архивах Москвы и Подмосковья, музее ГАИ. Сами ветераны автоинспекции нередко отказывались общаться, кто-то - выдумав в Шляхине журналиста, кто-то - просто не желая тратить время.

В отличие от архива МВД полную информацию по теме можно найти в службе Госбезопасности. Но в архив ФСБ пускают неохотно, отвечают только на запрос по поиску конкретного приказа НКВД, а его поди сыщи.

В Европе коллекционеров номеров – тысячи, есть даже специальная ассоциация. В России собирателей наберется едва пара десятков.

- Среди коллекционеров, к сожалению, есть такое понятие, как конкуренция, присутствует зависть, - сетует Шляхин. – С ними я общаюсь не в такой мере, как с владельцами ретроавто, среди которых царят взаимопонимание и взаимовыручка. Уверен, если меня выкинуть с парашютом в незнакомом городе, если я найду там владельца 21-й «Волги», я в этом городе точно не пропаду.

Номерок не подкинешь?

Если у вас или ваших родственников вдруг найдутся старые номерные знаки, сведения о нормативах номерных знаков СССР или приказы, касающиеся номерных знаков из Архива ГАИ, свяжитесь, пожалуйста, с Петром Шляхиным по почте gib01@bk.ru.

Поделиться