«Тащил раненого на себе километр»: солдат из Донецка рассказал о своем последнем бое на СВО

Эксклюзив
Общество
Юлия Федотова/Подмосковье сегодня

Фото: [Юлия Федотова/Подмосковье сегодня]

24-летний лейтенант Владислав Чаплинский – командир взвода знаменитой 100-й бригады Народной милиции ДНР. Сейчас он ждет операции в одной из московских больниц. Боец рассказал о том, почему СВО отличается от того, чему их учили в военном училище, о том, зачем командирам беречь своих солдат и о том, как его ранило в последнем бою.

ГОДИЛИСЬ МНЕ В ОТЦЫ

Владислав Чаплинский родился и вырос в Донецке. После окончания колледжа он получил диплом автомеханика, но по специальности работать не пошел. Это был 2017 год, боевые действия в ДНР уже фактически прекратились, но, по словам молодого бойца, все вокруг продолжало напряженно дышать войной. Юноша не видел для себя перспектив в гражданской жизни и поступил в военное училище.

Весной 2022 года, когда началась СВО, курсантов выпустили досрочно и отправили на фронт. Влад попал в 100-ю бригаду Народной милиции ДНР. Направили сначала в Марьинку, потом в Авдеевку. И, несмотря на то, что Владу тогда было всего 23 года, молодого командира уважали даже бойцы пенсионного возраста.

«У меня во взводе были солдаты и по 60 лет, они мне годились в отцы. Но и они меня слушались, доверяли мне. Я старался беречь своих бойцов. И мне это удавалось», - рассказывает Влад.

Влад в больнице помогает другим раненым солдатам

Фото: [Влад в больнице помогает другим раненым солдатам]

Он вспоминает, как к нему в подразделение попал мобилизованный, вообще не подходящий для участия в боевых действиях. Своим поведением он мог деморализовать товарищей по оружию, поэтому комвзвода старался не отправлять его на задания. А потом и вовсе перевел в подразделения обеспечения, мол, пусть он лучше полы моет и мешки с картошкой тягает.

ОДИН ЗАХВАТИЛ УКРЕПРАЙОН

«Всегда можно найти человеку применение, какой бы он ни был. Но этот боец – скорее исключение. Другие ребята показали себя настоящими героями. Например, один из наших солдат в одиночку захватил укрепрайон противника. Ворвался туда, наставил на украинцев автомат, они и убежали, как зайцы. И блиндаж стал нашим. Этого солдата представили к ордену Мужества», - гордится Влад.

Он рассказывает, что, попав на передовую, сам в первое время испытал шок. Казалось бы – кадровый офицер, только что из военного училища, где его научили всей военной науке. Но все оказалось гораздо сложнее.

«В училище была война по книжкам. Попав на фронт, я понял, что книги и реальность очень отличаются. Мы же учились по старым, советским учебникам. И преподаватели – полковники еще Советской Армии передавали нам свой опыт. Но получилось, что их опыт сейчас сильно устарел», - сокрушается молодой офицер.

Он говорит, что в учебниках не было ни слова про БПЛА, а если их и упоминали на лекциях, то только в качестве инструмента наблюдения. А ныне беспилотники уже вовсю используются как грозное оружие, сея вокруг смерть и увечья. К такому солдаты, в том числе и юный выпускник военного училища, совершенно не были подготовлены. По словам Влада, учиться приходилось в бою.

Влад вспоминает передовую с болью и гордостью

Фото: [Влад вспоминает передовую с болью и гордостью]

КАК ВДАРИЛИ МИНОМЕТЫ!

26 мая Чаплинский вступил в свой последний бой. Их подразделение получило приказ – занять укрепрайон противника, расположенный в посадках перед Авдеевкой. Сначала по позиции отработала наша артиллерия. По информации командования там все было чисто, в живых не осталось никого. Оказалось, что это не совсем так.

«Мы пошли на штурм, а по нам как вдарили минометы! Как они там оказались, неизвестно. Наверное, спрятались. С моего взвода парня ранило осколком, я его вытащил с поля в окоп. Перевязал, потом понес до пункта эвакуации, а это почти полтора километра», - качает головой Влад.

После того, как он сдал раненого медикам, вернулся обратно к своим. Бой еще продолжался, он был в самом разгаре. И уже самого  комвзвода вскоре ранило осколком в руку. Врачи поставили диагноз – раздробление кости со смещением. Много месяцев офицер провалялся на больничной койке в Донецке. Но рука все не заживала. Оказалось, что кости неправильно срослись. Чтобы срослись правильно, их нужно было ломать и собирать заново.

«В Донецке не взялись сделать подобную операцию. Волонтеры рассказали обо мне Виктору Колосу, председателю Благотворительного фонда «Колос». Ему удалось договориться с одной из лучших больниц Москвы, чтобы мне исправили руку. Привез меня из Донецка сюда на своей машине. И вот я здесь», - улыбается Влад.

Столичные врачи уже провели исследования конечности. И обнадежили – руку сохранить удастся. Много времени, больше года, конечно уйдет на реабилитацию, но в итоге конечность будет как новенькая.

Историю соседа Влада по палате читайте здесь.