Чем удивил фестиваль «Русская матрешка»

Культура и спорт
Павел Попов / Подмосковье сегодня

Фото: [Павел Попов / Подмосковье сегодня]

Маленькие и гигантские, серьезные и улыбчивые, стройные и пышногрудые – 60 мастеров из России, Беларуси и Армении привезли в субботу в Сергиев Посад матрешек всех настроений и мастей. Корреспондент «Подмосковье сегодня» заехал на фестиваль матрешек и выяснил, что роднит с Японией один из главных символов России на западе.

ЯПОНА БАТЬ

Распространенное мнение о том, что матрешку изобрели в Сергиевом Посаде, ошибочно.

– Матрешка родилась в Москве в мастерских брата Саввы Мамонтова Анатолия в 1890-е годы, – говорит сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Ольга Юрова. – По легенде жена Саввы привезла из Японии точеную фигурку японского бога Фукурокудзю, внутри которого было несколько куколок. Художник Сергей Малютин, вдохновленный этой игрушкой, придумал матрешку и попросил подольского токаря Василия Звездочкина выточить болванку по эскизу. А потом сам ее расписал.

Русский образец далеко ушел от японского отца – сменил пол, обзавелся пышными формами и румянцем. В руках у первой матрешки был черный петух, а семь ее внутренних сестричек держали кто серп, кто корзинку, кто кувшин.

– Наши кустари выкупили ассортимент мамонтовских мастерских в 1904 году, – говорит Ольга Юрова. – Именно тогда в городе сделали первых матрешек.

Сергиевопосадская матрешка впоследствии стала законодательницей моды в мире деревянных кукол. По ее подобию стали создавать игрушки по всей России.

СУВЕНИР ЛИПОВЫЙ

Перед нами самая большая матрешка Сергиева Посада – 45-местная. Первая кукла ростом чуть ли не с метр, самая маленькая величиной всего пару миллиметров.

– Несмотря на то, что матрешки большие, они совсем легкие, – говорит Ольга Юрова. – Там стенки тончайшие, ювелирная работа.

Почти все матрешки солидного возраста и в отличие от современных легче разбираются и собираются, хотя и те, и другие сделаны из липы.

Раньше матрешка была основной развивающей игрушкой для детей. В яслях до сих пор определяют уровень развития ребенка, предлагая ему собрать четырехместную матрешку. Сегодня справляются далеко не все, а раньше детвора играла ими чуть ли не с пеленок. Современные дети как игрушку ее не воспринимают – платье на нее не наденешь, из кроватки все время выкатывается, да и не двигается ничего.

К ВОПРОСУ О БЮСТЕ

Сергиевопосадская матрешка отличается пропорциональностью и богатством форм. Как правило, она одета в национальный костюм и всегда что-то держит в руках. А вот семеновские матрешки цветастые, с пустыми руками. Они отличаются выразительным бюстом и обилием синего, зеленого и фиолетового цветов. Кировская матрешка – золотистая блондинка и всегда приветливо улыбается. Полхов-майданскую матрешку, напротив, трудно назвать милой – широкое тело не производит впечатления. Но и такие девушки находят своего почитателя.

Спрос на все русское сегодня велик. Даже в матрешках армянских и белорусских мастеров чувствуются русские мотивы, хоть и скрашенные национальным колоритом.

– Пришло-то все из России, – говорит мастер Армен Петросян. – И покупают в русском стиле матрешек лучше. У наших только глаза немного темнее.

Многие мастера признаются, что довольно часто делают матрешек для иностранцев. Те очень ценят русскую куклу и считают, что она исполняет желания, надо только записку внутрь положить. Вот и участники фестиваля решили загадать желания и написать их на «Матрешкином покрове» – многометровом полотне, которое сами сшили из лоскутов. Теперь это оберег Сергиева Посада.

Поделиться