Шах и мат, киношники! Гроссмейстеры объясняют, чем плох нашумевший сериал «Ход королевы»
В октябре Netflix запустил новый мини-сериал, который за первый месяц посмотрели 62 млн подписчиков. Картину хвалят 100% кинокритиков и 96% зрителей, но мы-то с вами знаем, что мнение о «Ходе королевы» нужно спрашивать у гроссмейстеров.
О ЧЕМ СЕРИАЛ
Действие фильма происходит в 50–60-е годы прошлого века. Главная героиня растет в приюте, где начинает играть в шахматы в подвале со сторожем. Так начинается ее путь к мировой шахматной короне, а по дороге она громит гроссмейстеров-мужчин. Дальше спойлерить не будем, наша задача – оценить «Ход королевы» с точки зрения спортивной достоверности.
– Раньше женщины действительно имели право играть с мужчинами в турнирах, – говорит гроссмейстер из Фрязино, серебряный призер чемпионата России до 21 года Маргарита Лысенко. – Так что этот момент в фильме абсолютно реалистичен. Только если брать 50–60-е годы, сложно представить, чтобы женщина дошла до финала за звание чемпиона мира против мужчины. Позже в мировую десятку входила замечательная венгерская шахматистка Юдит Полгар, но даже ее сложно представить в матче за шахматную корону.
Маргарита ставит высокую оценку «Ходу королевы» за интересный сюжет, неплохую игру актеров и съемку. По ее словам, сериал может вызвать новую волну зрительского интереса к шахматам.
– Единственное, было бы здорово увидеть в главной роли настоящую шахматистку, – продолжает гроссмейстер. – Людям, профессионально занимающимся шахматами, резало глаз, когда актриса перемещала фигуры по доске. Стиль у нее очень любительский.
С последним замечанием спорить сложно: исполнительница главной роли актриса Аня Тейлор-Джой хотела позаниматься с тренером по шахматам, но времени между съемками катастрофически не хватало. Поэтому каждую партию ей пришлось заучивать непосредственно перед дублями.
СЛЕД КАСПАРОВА
Похожего мнения придерживается и международный мастер из подмосковной сборной Екатерина Смирнова. По ее мнению, шахматные партии в сериале поставлены качественно, а жизнь игроков показана более-менее достоверно. К тому же фильм красиво снят, в нем подходящие саундтреки, да и главная героиня – девушка, что нетривиально для фильмов про шахматы. Но без ляпов не обошлось.
– Часто в сериале диалоги не соответствуют позициям, – говорит Смирнова. – Допустим, игроки обсуждают, надо ли делать рокировку, а она в имеющейся позиции на доске невозможна. Но, говорят, что это ошибки перевода. Еще смешно, что героиня долго мечтала набрать рейтинг 1800, но на самом деле это маловато. Ну и, конечно, в 50–60-е за рубежом женщин-шахматисток было мало и играли они довольно слабо.
В лавине общих восторгов от сериала найти его жесткого критика кажется невозможным, но международный гроссмейстер из Дмитрова Алина Бивол – как раз такой человек.
– Я не люблю фильмы без изюминки, – говорит шахматистка. – Снимите то же самое про футбол или фигурное катание – и получится абсолютно безликий фильм. Печальное детство, скрытый талант и успех – все максимально предсказуемо. А еще мне кажется, что от стадии «я знаю, как ходят фигуры» до стадии «я играю как профи» невозможно дорасти без специалиста. Короче, «Ход королевы» – это красивый материал, но не для меня.
Алина Бивол отмечает, что грубых шахматных ляпов в фильме нет: дебюты называются правильно, поле А1 всегда черное, ферзь с королем на своих местах. Оно и неудивительно – консультантом сериала выступил Гарри Каспаров.