личный кабинет
Мобильные приложения
15 ноября 2018 03:59:49
Истории святынь Подмосковья

Бесединский храм Рождества Христова

12:18, 10 сентября 2018

Меньше километра отделяет подмосковное село Беседы, раскинувшееся среди оврагов на крутом берегу реки Москвы, от Московской кольцевой автодороги и столичных спальных районов Братеево и Орехово-Борисово Южное. В Беседах находится старинная шатровая церковь Рождества Христова, построенная в конце XVI века. В советские годы храм почти не закрывался, сохранив убранство и святыни.

Существует несколько вариантов значения названия села. Согласно словарю подмосковных топонимов Б. Вагнера, «беседой» называли сторожку – легкое временное сооружение. В сходном значении употребляется слово беседка. Начало поселению могли дать шалаши, из которых потом выросла деревня. В русских народных говорах слово «беседа» обозначало и водную пристань. Этот вариант вполне подходит для села, расположенного на берегу реки Москвы. В пользу такой версии говорит и то, что в Тверской области тоже есть одноименное село у Волги. В то же время, в городском округе Черноголовка Московской области находится деревня Беседы, но поблизости от нее не протекает полноводной реки.

Предание связывает появление названия села со святым благоверным Дмитрием Донским. В 1380-м году перед битвой с Мамаем на Куликовом поле великий московский князь остановился на высоком и крутом берегу реки Москвы и беседовал с союзником Владимиром Андреевичем Серпуховским и дружиной. С именем святого князя связывают также название стоящего на противоположном берегу Москвы Николо-Угрешского монастыря. Перед Куликовской битвой на месте будущей обители великому князю явилась икона Николая Чудотворца. «Сия вся угреша сердце мое», – произнес князь: чудесное явление образа согрело сердце полководца и уверило в победе.

Основная часть каменного Рождественского храма была возведена в годы правления Бориса Годунова. Бесединская церковь – одна из трех шатровых в этой части Подмосковья. На том же правом берегу в селе Остров стоит великолепный шатровый Спасо-Преображенский храм, а на противоположном берегу в Лыткарино –  Никольская шатровая церковь в усадьбе Петровское. В XIX столетии старинный каменный шатер Рождественской церкви был обстроен со всех сторон приделами и колокольней. В это же время к Преображенскому храму в селе Остров тоже пристроили новую колокольню, которая отдаленно напоминает бесединскую. Оба села в первой четверти XIX века принадлежали графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской и пристройки к церквям совершались, возможно, по одной схеме.

Как выглядела церковь без поздних орловских пристроек можно представить по гравюре археолога А.А. Мартынова, размещенной в сборнике «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» с текстами известного этнографа И.М. Снегирева. В 1840-е годы выпуски «Русской старины» Мартынова  и Снегирева стали первыми изданиями в России, специально посвященными памятникам русской архитектуры. С 1848 по 1860 года было издано шесть выпусков с описанием и гравюрами семидесяти памятников Москвы, окрестных сел и городов, включая Владимир, Переславль-Залесский и другие. Из семидесяти памятников, отобранных для сборника, девять находятся в границах нынешней Московской области: Успенский собор в Звенигороде, Введенская и Пятницкая церкви у Троице-Сергиевой лавры, собор в селе Микулине Лотошинского района,  церковь села Тайнинское в Мытищах, церкви в Софрине Пушкинского района и Деулине Сергиево-Посадского, а также несохранившаяся Стефанова часовня, стоявшая за селом Воздвиженским на Ярославском шоссе. Бесединский храм Рождества Христова также вошел в число девяти выдающихся подмосковных достопримечательностей издания Мартынова-Снегирева.

И.М. Снегирев писал, что в храме в XVII веке было специальное место для молитвы царя, так как Алексей Михайлович любил этот храм и сделал много вкладов в церковь. Его предки и потомки посещали Беседы, когда плыли по реке Москве для охоты в соседнее царское село Остров. Польский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский предполагал, что в дохристианскую эпоху на месте церкви стояло языческое городище, а значит мольбище и требище – алтарь для жертвоприношений. Православные храмы часто ставились на привычных для бывших язычников местах поклонения. В частности, в прославленном преподобным Сергием Городке-Радонеже тот же Ходаковский исследовал дохристианское городище, где неподалеку якобы стояли пять каменных истуканов в урочище Белые боги.

Церковь Рождества Христова в Беседах закрыли в 1930-е годы, но во время Великой Отечественной войны власти решили вернуть молитвенное здание верующим. С 1943 года и до сего дня богослужения в храме больше не прерывались. Внутри храма сохранились старые иконы, среди которых немало редких: Богородица «Страстная», образ мученика Трифона, сидящего на коне, икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». В храме помимо центрального престола, освященного в честь праздника Рождества Христова, есть еще три придела: пророка Илии, Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Всех скорбящих Радость». В 2000-м году рядом с церковью появился колодец с ключевой водой и часовенкой пророка Илии. Внутри этого небольшого помещения висит картина с библейским сюжетом вознесения Илии на небо на огненной колеснице, с которой пророк бросает милоть своему преемнику – пророку Елисею.

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
вверх