Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Дубне

Истории святынь Подмосковья
3597
Добавить в Мои источники
Фото: [ Антон Саков / Подмосковье Сегодня ]

На улице Ратмино в Дубне находится церковь Похвалы Пресвятой Богородицы – единственный в Московской области храм с таким редким посвящением. Церковь расположена в живописном месте при впадении реки Дубны в Волгу, где в древности находилось Дубенское городище, а впоследствии на протяжении нескольких столетий располагалась усадьба Татищевых и Вяземских. Церковь Похвалы Богородицы была построена усердием Елизаветы Ростиславовны Татищевой в 1827 году. Ее внук путешественник Константин Вяземский окончил свои дни на святой горе Афон, приняв иноческий постриг, а затем и схиму с именем Ксенофонт.

На улице Ратмино в Дубне недалеко от ограды храма Похвалы Пресвятой Богородицы в 2004 году был установлен памятный знак в виде большого камня с высеченными словами: «Отсюда Дубна стала есть 1134 основана Юрием Долгоруким». Историк Тверской епархии И. С. Белюстин в «Записке о городе Калязине» 1861 года отмечал: «Ни одна, сколько-нибудь значительная река не оставалась в своем устье без укрепления; воспоминания о сем доселе сохранились в названиях этих мест городищами. Так, например, при устье реки Дубны – городище, теперь село Дубенское городище; против него остатки вала, окопов».

Историки и археологи XIX столетия выдвигали версию, что в устье Дубны при ее впадении в Волгу находился древний городок Дубна. Село Городище и деревня Ратмино до революции относились к Корчевскому уезду Тверской губернии, поэтому древние артефакты из Дубенского городища, каменные стрелы и остатки компаса, хранились в музее Твери.

На другом берегу Волги в деревне Пекуново, которая входила в приход церкви Похвалы Богородицы, также имелась курганная группа, валы и рвы, свидетельствовавшие о древнем поселении людей. В 1870-е и 1880-е годы владелец Пекуново Иван Николаевич Мамонтов произвел раскопки нескольких курганов. Стеклянные бусы, кольца, браслеты и другие украшения, а также каменные и железные орудия труда, найденные в курганах, были переданы Мамонтовым в Тверской музей.

Русский археолог и краевед В. А. Плетнев упоминал о сохранявшемся в начале XX столетия народном обычае жителей окрестных деревень собираться на Пекуновском городище накануне Иванова дня, то есть 23 июня (6 июля по новому стилю), и проводить игры с утра до поздней ночи. Участники игр зажигали на городище огни, но после случившегося однажды большого пожара, владелец имения разводить огонь в этот день строго запретил.

Упоминавшийся владелец Пекуново Иван Николаевич Мамонтов был прихожанином церкви Похвалы Богородицы в селе Городище и после кончины погребен на участке за алтарем храма. Надгробие с его могилы сохранилось. Иван Николаевич был двоюродным братом знаменитого промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Владелец Пекуново служил мировым судьей в Москве в 1881-1890 годы, а затем был гласным городской думы, где прослыл, по выражению русского правоведа Б. Н. Чичерина «думским кривотолком», «язвой собрания» и «самым неугомонным говоруном».

В документах первой половины XVII столетия встречаются первые упоминания о двух деревянных церквях на Дубенском устье: Николая Чудотворца и пророка Илии. В 1714 году владелец села Иван Михайлович Грязной построил вместо Никольской церкви новый деревянный храм с двумя престолами: Похвалы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

В 1817 году ветхая Ильинская церковь была разобрана, а через шесть лет сгорела церковь Похвалы Богородицы с Никольским приделом. В 1824 году тогдашняя владелица села Елизавета Ростиславовна Вяземская (урожденная Татищева) инициировала постройку новой каменной церкви Похвалы Богородицы с Никольским и Ильинским приделами, которая и сохранилась до нашего времени.

Село Городище на Дубенском устье на протяжении почти трех столетий находилось во владении представителей трех связанных родством фамилий: Грязново, Татищевых и Вяземских. Первым известным владельцем этих земель был Илья Осипович Грязной, возможно, построивший церковь пророка Ильи в честь своего небесного покровителя. Его правнучка Авдотья Ивановна Грязново вышла замуж за соседнего землевладельца Ростислава Евграфовича Татищева – внука первого русского историка и ученого Василия Никитича Татищева. С тех пор соседние имения Грязновых и Татищевых при Дубенском устье были объединены.

Устроительница сохранившейся церкви Похвалы Богородицы Елизавета Ростиславовна Татищева в начале XIX века вышла замуж за князя Сергея Сергеевича Вяземского, и дальнейшая история местности была связана уже с этой знатной фамилией.

Александр Сергеевич Вяземский создал в имении матери усадебный комплекс, сохранявшийся вплоть до 1970-х годов. О том, как он выглядел можно судить по описанию путеводителя «Художественные памятники верхней Волги», написанному незадолго до разрушения усадебных построек: «Усадьба отделена от церкви аллеей. Дом здесь – не главное. На простом кирпичном нижнем этаже, где лишь белокаменные клинья над окнами выдают еще живую классическую традицию, стоит рубленный из бревен, не обшитый досками второй этаж с мезонином... Единственные нарядные детали – кованый навес над входной дверью да в нише между окнами – каменная доска с резной надписью: «Построил 1861 года кн. Ал. Серг. Вяземской».

Последним владельцем имения на Дубенском устье из числа потомков знаменитых фамилий Грязново, Татищевых и Вяземских был Константин Александрович Вяземский – путешественник, публицист, ботаник-любитель, впоследствии инок Пантелеимонова монастыря на Афоне. В 1880 году Константин Вяземский продал имение в Дубне, посвятив жизнь путешествиям. Свои поездки по миру князь совершал исключительно верхом на лошади, избегая других видов транспорта. «Цель своей жизни полагаю в путешествиях. У всякого свой вкус: кто гонится за чинами, кто стремится к наживе, а кто, вот как я, изучает земной шар в его разных частях со всеми особенностями», – писал Вяземский.

Первое длительное путешествие верхом Константин Вяземский совершил в Марокканское королевство зимой 1881 года. Князь проехал более пятисот верст на лошади по берегу океана из Танжера в столицу королевства Марракеш. Русский путешественник вызвал любопытство султана Мулле-Гассана и был удостоен чести беседовать с правителем этой африканской страны. Спустя два года Константин Вяземский проехал верхом через Малую Азию, Сирию, Курдистан, Палестину, Египет и Судан.

В 1891 году Вяземский принял решение совершить новую верховую поездку – в Китай, Вьетнам, Мьянму, Бирму и Таиланд. Путешествие длиной в сорок тысяч верст на лошадях было признано Русским географическим обществом невыполнимой авантюрой. Однако Вяземский, странствуя два с половиной года по странам востока, хотя и был ранен в руку и плечо и побывал в плену у китайских разбойников, все же успешно вернулся на родину.

В 1895 году князь-путешественник делился с французской прессой новым безумным конным маршрутом – через всю Африку от Египта до мыса Доброй Надежды. Однако через год в жизни Вяземского случился неожиданный поворот – он уехал на Афон, принял постриг в русском Пантелеимоновом монастыре с именем Киприан и стал хранителем библиотеки. Князь-инок Вяземский прожил в обители пятнадцать лет и скончался в 1909 году, приняв схиму с новым именем Ксенофонт.

Константин Вяземский увлекался естественными науками, а во время своих поездок по миру собрал большой материал в области ботаники. Будущий инок считал, что вера и наука не противоречат друг другу, более того, признавался, что именно наука привела его к Богу и убедила в превосходстве православия над учением Толстого, которым он прежде увлекался. Вяземский писал «Если бы кто спросил: что полезнее человеку, наука или религия, пришлось бы ответить ему, что для разумного жития необходимы обе. Это походит на то, если бы кто спросил, что полезнее человеку, есть или пить?»

Судьба церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в XX столетии созвучна приведенным словам последнего знатного владельца имения в Дубне. Церковь в селе Городище была закрыта в 1938 году, а на территории усадьбы разместилась школа механизации сельского хозяйства, где готовили комбайнеров и трактористов. Церковь служила гаражом для тракторов, а позже в ней помещалась столовая и кинозал для учащихся. В 1956 году был основан наукоград Дубна, и в окрестностях бывшей усадьбы Татищевых-Вяземских был построен профилакторий Объединенного института ядерных исследований.

Директором этого института в Дубне в 1965-1988 годах был известный советский математик и физик, академик Николай Николаевич Боголюбов. Ученый с благозвучной фамилией был сыном православного публициста, духовного писателя и священника Николая Михайловича Боголюбова (1872-1934). На протяжении всей жизни академик, по свидетельству сына, сочетал научный взгляд на мир и православную веру. В 1989 году Николай Николаевич Боголюбов выступил главным инициатором передачи общине верующих здания церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Дубне. Об этом напоминает памятная доска, находящаяся ныне у входа в храм.

Автор:
вверх