личный кабинет
Мобильные приложения
23 июля 2018 16:47:11
Истории святынь Подмосковья

Крест святителя Стефана Великопермского

12:11, 18 июня 2018

У обочины дороги при въезде в деревню Рязанцы Сергиево-Посадского района стоит деревянный крест. На нем вырезана надпись: «Молитвами святителя Стефана Великопермского и преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе, помилуй нас грешных». Ко кресту прикреплена небольшая икона двух упомянутых в молитве святых. В XIX веке вблизи этого места стояла кирпичная часовня святого Стефана с кельей монаха-смотрителя,  прудом и блинной лавкой для пеших паломников. О том, кто такой Стефан Великопермский и почему на пути к Троице-Сергиеву монастырю установили часовню в честь него, читайте в этой статье.

Собеседник Сергия Радонежского

В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры помещена интересная икона «Святых учеников Сергия». Сонм старцев делится на две части: слева изображено шестнадцать фигур, а справа – пятнадцать. Во главе святителей и преподобных стоит Сергий Радонежский и его преемник Никон. Среди святых есть также игумен Андроник, святитель Феодор Симоновский, преподобный Михей, архимандрит Дионисий, Дмитрий Прилуцкий, Максим Грек, святитель Серапион Новгородский и другие. На иконе старцы изображены вместе, но на самом деле многие из них жили в разные столетия.

Святитель Стефан Пермский также есть на иконе «Учеников Сергия» в Успенском соборе Лавры. Его лик помещен во втором ряду прямо над головой преподобного Сергия. В 1981 году в Русской Церкви установили новый праздник «Собора Радонежских святых». В число этих святых попали не только ученики преподобного Сергия, но и все праведники, как-либо связанные с Троицкой обителью. К Радонежским святым относят и особый ряд «собеседников» преподобного Сергия. Они были не учениками, а современниками и единомышленниками преподобного. К числу таких «собеседников» относится святитель Стефан Пермский.

Встреча и беседа двух святых XIV века произошла на расстоянии примерно десяти километров: Сергий находился в своем Троицком монастыре, а Стефан у деревни Рязанцы. В 1390 году Стефан проходил недалеко от Троицкой обители по пути в Москву из Пермской земли. Он решил не заходить в сам монастырь, а остановился, произнес молитву и поклонился в сторону обители со словами: «Мир тебе, духовный брат!». Преподобный Сергий в это время сидел за трапезой с другими иноками. Он почувствовал приветствие Стефана, встал из-за стола и произнес: «Радуйся и ты, пастух Христова стада, и мир Божий пусть будет с тобой!». Сидевшие за столом удивились, что наставник поприветствовал кого-то невидимого. Сергий объяснил монахам: «Встал я, когда епископ Стефан шел по дороге к городу Москве и напротив монастыря нашего поклонился Святой Троице и нас, смиренных, благословил».

На месте, где остановился и поклонился Сергию святитель Стефан, установили памятный крест, а потом и часовню. До революции 1917 года в память об этом чуде в Троице-Сергиевой лавре соблюдался особый обряд. В праздничные дни за трапезой во время третьего блюда монахи при звоне колокольчика вставали, молились и говорили «аминь».

Святой Стефан – просветитель коми

Святитель Стефан родился в 1340 году в городе Устюге, который граничил с землями языческого в то время народа коми-зырян. Святой изучил зырянский язык и перевел на него церковные книги. В 1378 году он отправился в земли коми, чтобы обратить этот народ в христианскую веру. Зырян называли пермским народом, поэтому Стефан и получил прибавку к имени Пермский или Великопермский. Однако от современного города Пермь места его проповеди находятся на расстоянии больше шестисот километров. Стефан поставил первую христианскую церковь, и затем учредил кафедру пермского епископа в селе Усть-Вымь недалеко от современного города Сыктывкара.

Языческое население встретило пришельца из Московского княжества враждебно. В житии говорится, что зыряне выходили к святому с кольями и собирали хворост и солому, чтобы его сжечь. Едва не убили Стефана, когда он поджег зырянское святилище. Оно представляло собой лесную избу с идолами, обвешанными шкурами лис, куниц, бобров и соболей – приношениями охотников. От расправы святого спасла охранная грамота из Москвы, потому что коми находились в зависимости от московского великого князя.

Коми почитали лесного старца по имени Пама. Услышав о проповеди чужака Стефана, Пама вышел из лесов для спора с ним. Жрец предложил Стефану доказать народу, чья вера истинная с помощью двух испытаний. Оба должны были пройти через огонь и воду. Народ поджег избу, чтобы христианский проповедник вместе со жрецом вошли внутрь. Однако Пама в последний момент испугался огня и не осмелился войти в горящий сруб. Точно также жрец не прошел испытание водой, отказавшись проплыть подо льдом реки от одной проруби к другой. Паму изгнали из земли коми, а Стефан приобрел большой авторитет у местного народа. Многие зыряне после победы Стефана над жрецом решили принять крещение, и московский митрополит поставил Стефана первым епископом Пермским.

Стефан крестил коми, строил православные храмы и создал для этого народа «зырянскую азбуку». За основу азбуки Стефан взял греческий алфавит, кириллицу и древние зырянские символы. По первым двум буквам «ан» и «бур» азбуку коми стали называть анбур или абур. В XVII веке этот алфавит вышел из употребления, потому что его вытеснила кириллица. В Вологодском музее хранится уникальная икона Святой Троицы рубежа XIV-XV веков. По преданию, это образ написал сам Стефан Пермский. На нем сделана подпись на языке коми зырянскими буквами. Этот текст с иконы считается древнейшей записью на абуре.

Соседнее село Воздвиженское

Во второй половине XVIII века на месте чудесного общения Стефана с Сергием Радонежским у села Рязанцы построили кирпичную часовню. В ней хранился дубовый восьмиконечный крест, обитый липовыми досками. На одной стороне креста было изображено распятие Иисуса, а на второй – образ Сергия Радонежского. В часовне находилась икона «Друзей Сергия» со Стефаном Пермским в их числе. До революции 1917 года этот крест каждый год в праздник Воздвижения Креста Господня выносили из Стефановой часовни и с торжественной процессией несли в соседнее село Воздвиженское. Там в церкви Воздвижения местное духовенство с иеромонахами из Лавры служили праздничную литургию. Каменную Стефанову часовню снесли в 1939 году. Сейчас место, где она стояла, огорожено забором. Там расположен Сергиево-Посадский учебный полигон Геологоразведочного университета.

Стефановой часовни больше нет, а церковь в соседнем селе Воздвиженское сохранилась. Это редкий по архитектуре храм в стиле классицизма «иже под колоколы». Колокола здесь помещены не в отдельной колокольне или звоннице, а развешаны прямо в барабане главы храма. Рядом с церковью в 2009 году появилась бревенчатая часовня-крестильня в честь преподобномученика Кронида Радонежского. Ее возвели мастера плотницкого клуба, которые каждую субботу собираются у Воздвиженского храма для занятий топорным искусством. Здесь же стоит северная курная изба конца XIX века, которую привез в Подмосковье из Архангельской области руководитель клуба Дмитрий Соколов. Архимандрит Кронид был наместником Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием в1920-е годы. В 1937 году 78-летнего инока Кронида расстреляли на Бутовском полигоне. Он стал одним из последних по времени Радонежских святых.

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
вверх