СНТ «Вертолет»

Филипп Терец / Подмосковье сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]

Неподалеку от подмосковной платформы Анциферово в красивом сосновом лесу расположилось садовое товарищество с интересным названием «Вертолет». С виду это обычный дачный поселок - множество больших и маленьких разноцветных домиков, небольшие участки, паутина узеньких улочек - всё в лучших традициях дачного строительства ушедшего века. Но все же одна здешняя достопримечательность (помимо красивого леса и чистого воздуха) достойна внимания как местных жителей, так и проезжающих мимо туристов.

Железнодорожная платформа Анциферово находится в шестидесяти километрах от Москвы по Казанскому направлению. Неподалеку от нее стоит старый деревянный дом железнодорожных рабочих с маленьким окном билетных касс, в воздухе пахнет березовыми дровами, вокруг высокой стеной возвышается лес, а единственная дорога представляет собой довольно мокрый просёлок, по которому проедет не каждая машина. Все это способствует впечатлению, что ты внезапно оказался в Подмосковье середины прошлого века, и что из-за поворота дороги вот-вот покажется стадо коров, возвращающихся в деревню на ночь.

Но стадо не появляется и вместо этого дорога приводит нас к дачным участкам. Сезон уже начался и почти на каждом из них кипит работа. Проходим вглубь поселка, мимо небольшого прудика и вскоре оказываемся на большой поляне между домами - здесь есть футбольные ворота и летними вечерами разворачиваются настоящие спортивные баталии. Но в первую очередь на поляне вам бросится в глаза не футбольная площадка, а множество флагштоков с развевающимися на ветру флагами, а рядом - два настоящих вертолета: Ми-34 и Ка-26. Но нет, это не кто-то из местных жителей завел себе винтокрылую машину.

При близком рассмотрении становится ясно, что вертолеты уже давно не летают и стоят здесь на вечном приколе, но от этого не становится менее интересно внимательно их рассмотреть и сфотографировать. В детстве каждый мальчишка не отказался бы иметь неподалеку от дачи, где он проводит все лето с бабушкой на грядках, пару таких вертолетов - вечный источник вдохновения и чрезвычайно интересный объект изучения.

Неподалеку от машин стоит небольшая аккуратная часовня, а также несколько стел - одна представляет собой земной шар, другая макет военного вертолета, а третья и самая большая - посвящена создателям вертолетов России. Как памяти отцов-основателей - Игоря Ивановича Сикорского, Михаила Леонтьевича Миля, Николая Ильича Камова, так и в честь ныне живущих работников вертолетной промышленности.

Возникает вполне логичный вопрос - откуда взялся подобный мемориальный комплекс в дачном поселке в глухом лесу почти на краю Московской области? Ответ кроется в самом названии поселка. Садоводческие участки получали здесь работники Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля. Отсюда и такое название, отсюда и два вертолета посреди дачных домиков. С тех пор много воды утекло и теперь не все местные жители имеют отношение к заводу, но все равно любят и ценят два старых вертолета у себя на даче. А всех гостей обязательно отводят туда на экскурсию.

Рассмотреть вертолеты будет интересно и с исторической точки зрения. Вертолет Ка-26 был создан в 1965 году и всего было построено только 816 машин. Порядка 250 были проданы за границу, а остальные разлетелись по Советскому Союзу. Изначально вертолет планировался как гражданский, но в некоторых странах (в Венгрии и Румынии) он использовался как военный.

На вертолете Ка-26 было установлено несколько мировых рекордов. Рекордный по высоте подъем - 5330 метров, и рекордный по скорости: высоты 3000 метров вертолет достиг за 8 минут 51 секунду. В последующие годы вертолет получил конструктивное развитие и его современная модель - Ка-226 - активно производится и используется в наши дни.

МИ-34 изначально создавался как легкий учебно-спортивный вертолет и впервые увидел небо в 1986 году. Почти сразу машина начала претерпевать конструктивные изменения - появился более мощный поршневой двигатель и полностью заменена вся электроника. Но широкого распространения этот вертолет так и не получил. В период с 1986 года по 2011 было создано всего 27 машин, а затем проект МИ-34 закрыли. Тем не менее российские спортсмены успели выступить на нем в международных соревнованиях по вертолетному спорту в 2007 году и занять призовые места.

Таким образом, оба вертолета в дачном поселке неподалеку от станции Анциферово находятся на вполне заслуженном отдыхе. Радуют местных жителей и рассказывают всем интересующимся историю отечественного вертолетостроения.

Координаты вертолетов: 55°34'35"N 38°45'47"E