Стены старинной моленной в Люберцах

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Люберецкий краеведческий музей, нынешний Музейно-выставочный комплекс, был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, однако городская легенда гласит, что музей был построен то ли на месте католического костела, то ли раскольнической моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции. В советские годы эти стены сохранил от сноса проект реконструкции моленной под городское учреждение культуры.

После указа императора Николая II«Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года в России существенно изменилось положение старообрядческих общин. С этого времени староверам любых направлений официально разрешалось возводить храмы с алтарями и другими внешними признаками религиозных построек. В Московском уезде Московской губернии, как следует из статистических данных того времени, незадолго до революции были зарегистрированы только три старообрядческие общины: Казанская в деревне Новинки Нагатинской волости, Троицкая в селе Борисово Царицынской волости и Преображенская в селе Люберцы Выхинской волости. Первые два населенных пункта находятся сегодня в черте города Москвы, а Люберцы впоследствии были преобразованы в город, ставший центром Люберецкого района, а затем и одноименного городского округа Московской области.

Еще до церковного раскола XVIIвека в старинном селе Люберцы (другие названия Назарово и Либерицы) стояла деревянная Спасо-Преображенская церковь, которую местные староверы, как и православные официальной Церкви, считали предшественницей их собственного Преображенского храма. В Исторических материалах братьев Холмогоровых приводится упоминание этой несохранившейся церкви в книгах патриаршего приказа за 1631-32 годы: «Новоприбылая церковь в Московском уезде, в вотчине дьяка Ивана Грязева, во имя Преображения Господня да в приделе Иоанна Предтечи…» После богослужебных реформ патриарха Никона в Преображенской церкви в Люберцах, как почти повсеместно в российском государстве, стали служить по новому обряду. В XIXвеке в Люберцах была построена каменная православная Спасо-Преображенская церковь, а у местных старообрядцев вплоть до 1912 года своей церкви не имелось.

Подробности постройки старообрядческой церкви на том месте, где впоследствии был открыт краеведческий музей, мы узнаем из статьи этнолога С.С. Михайлова «Из истории старообрядческого храма в селе Люберцы в первой половине XXстолетия». В подмосковных селениях Люберцы и Панки старообрядцы белокриницкого согласия (их духовный центр находится на Рогожском кладбище в Москве) составляли примерно четверть от общего числа крестьян. В XIXвеке в Люберцах уже существовала староверческая моленная, но только в 1912 году члены общины в составе примерно 50 человек подали прошение государственным властям об официальной регистрации. Эта община распространяла свою деятельность не только на Люберцы, но и ближайшие селения Красково, Панки, Кирилловку, Токарево (где была также староверческая моленная неокружнического направления), Гремячево, Жилино и Пехорку.

В 1912 году члены Преображенской общины поставили вопрос о строительстве в Люберцах полноценной церкви. Был подготовлен архитектурный проект, выбрано место неподалеку от православного Спасо-Преображенского храма, но старообрядцы столкнулись со сложностями, которые оттянули постройку ко времени революции 1917 года. Несмотря на приход новой атеистической идеологии, построить свой храм в Люберцах старообрядцы смогли именно при советской власти в 1924 году. При этом был реализован не дореволюционный проект деревянного храма, а новый вариант кирпичной церкви.

В первые советские годы отношение властей к старообрядцам можно назвать более сдержанным, чем к официальной Церкви, поскольку эта религиозная группа несколько веков страдала от политики царского правительства. Есть, по крайней мере, еще один случай открытия старообрядческого храма в советские годы: в Москве в 1921 году был окончен и освящен Никольский храм у Тверской заставы, строительство которого началось до революции. Известно также несколько примеров переноса и освящения обычных православных храмов в Подмосковье, которые произошли вскоре после 1917 года: в селе Рыжево Егорьевского района (1920-е годы) и в Новой Деревне под Пушкино (1922).

Старообрядческий храм Преображения Господня в Люберцах просуществовал всего 7 лет: в 1931 году помещение было отдано районной типографии. После войны здание храма стало бесхозным, а к 1968 году – это были уже руины в самом центре города. Власти рассматривали вопрос сноса заброшенной церкви, однако этого, к счастью, не случилось. Создатель люберецкого краеведческого музея Михаил Петрович Изместьев выбрал бывшую церковь для организации в ее стенах нового культурного центра города. При этом по описаниям старожилов, которые еще помнили, как выглядела церковь в начале XXвека, М.П. Изместьев создал рисунок, реконструировавший ее облик.

После реконструкции здания, старые стены старообрядческого храма оказались законсервированы внутри более современной постройки. Хотя визуально стены не различимы, физически они сохранились. Старые стены музея напоминают о необычной истории бывшего села Люберцы, где в 1924 году был построен и открыт Спасо-Преображенский старообрядческий храм. Напротив входа в музей в 1995 году по инициативе уже упоминавшегося Михаила Петровича Изместьева была возведена кирпичная церковная постройка: часовня Всех Святых, относящаяся к Русской Православной Церкви.