Вербилковский фарфоровый завод

Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]

Чаще всего мы пишем о заброшенных и всеми забытых объектах, спрятанных на просторах Подмосковья: в лесах, парках, в промышленных районах или даже посреди городов. Нередко гуляешь каждый день с собакой у каких-нибудь развалин, заросших кустарником, и не задумываешься о том, что за невзрачными руинами сокрыта долгая история. Так, например, неприглядная промзона внезапно оказывается Кузяевским фарфоровым заводом, некогда известным не меньше Гжели. Но не везде в Подмосковье сплошь руины и развалины, как иной раз может показаться читателю по нашей рубрике. Есть много действующих и процветающих мест, заслуживающих даже большего внимания.

Не все знают, что на севере Подмосковья в небольшом поселке Вербилки находится одна из старейших в России фарфоровых фабрик, официально открытая в 1766 году, а основанная еще раньше - в 1754. Вот уже почти 300 лет в этом месте производится уникальная фарфоровая посуда, образцы которой можно найти в императорских дворцах России и Европы, частных коллекциях, а также у себя на кухне.

С детства многие слышали: «Фарфоровый сервиз - только для праздников!». На первый взгляд такие же чашки и блюдца, как и «повседневные», но почему-то такие ценные… Фарфор - это разновидность тонкой керамики из особой белой глины, кварца и полевого шпата, имеющая мелкозернистую структуру без пор, из-за чего фарфоровая чашка или тарелка на свету кажутся почти прозрачными. Фарфоровая посуда легка, красива и изящна, а также идеально подходит для ручной росписи. С древних времен фарфор является элитным представителем столовой посуды.

Принято считать, что впервые фарфор был создан в Китае примерно в 620 году нашей эры. Это произошло не случайно, а вследствие многовекового развития производства керамики, в которой китайцы всегда знали толк. «Он превосходит блеском снег и иней» - скажет позднее о фарфоре один китайский мудрец.

В IX-XII веках фарфор появляется в Монголии, Вьетнаме и Корее, но уступает по своим качествам китайскому и не пользуется такой популярностью. Фарфор из Поднебесной вплоть до XVIII века активно экспортировался в Европу, где его охотно скупали все, кто мог себе позволить столь дорогое удовольствие.

Параллельно европейские мастера - особенно в Англии, Италии и Франции - ломали голову над секретом его производства, безуспешно пытаясь воспроизвести хоть что-то похожее. Говорят, этот процесс занял двести лет, пока наконец в 1708 году немецкие ученые Иоганн Фридрих Бетгер и Вальтер фон Чирнгауз не нашли месторождение «правильной» глины и не получили рабочую формулу фарфора. В том же году они запустили в Дрездене первую фабрику, а позднее такие производства появились по всей Европе. Со временем европейский фарфор стал не менее изысканным, чем китайский, а однажды целиком вытеснил второй с европейского рынка.

В России тоже по достоинству оценили фарфор и, вдохновленные его изяществом, пытались сделать свой собственный. Этот процесс начался при Петре I - своим указом от 1723 года он объявил льготы тем предпринимателям, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить», в особенности - с использованием местного сырья. Мануфактур-коллегия специально отметила необходимость развивать ценинный промысел: «рассуждая о ценинной всякой посуде, которая делается из белой глины и вывозится в Россию из других государств, а в России такая белая глина находится, из которой имеется надежда, что можно делать в России всякую ценинную посуду и табачные трубки, понеже, как видно, что во многих местах крестьяне от неискусства делают из той глины простую белую посуду».

Процесс продолжился при императрице Елизавете. В 1744 году она повелела на берегу Невы в 10 километрах от Санкт-Петербурга построить первую «порцелиновую» (порцелин -устаревшее название фарфора) мануфактуру, а в качестве главного инженера «выписала» Кристофа Конрада Хунгера, имевшего опыт работы с европейским фарфором. Немец должен был выработать формулу русского фарфора и наладить его массовое производство, но в итоге не справился с местным сырьем и был с позором уволен, а в историю вошел как шарлатан. Сохранилась запись, что за всё время пребывания от приезда в 1744 до увольнения в 1748 году Кристоф оставил «...только полдюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены».

В это же время над созданием русского фарфора трудился молодой ученый Дмитрий Виноградов - сподвижник М.В. Ломоносова. Он был приставлен учеником к Хунгеру, но при этом проводил свои собственные опыты по составу фарфоровой массы, а результаты тщательно зашифровывал одному ему известным шифром. После увольнения Хунгера качество выпускаемой продукции внезапно стало расти, а заказов становилось все больше, но Дмитрий по-прежнему не раскрывал секрета, за что подвергался гонениям и постоянной слежке. Говорят, в какой-то момент он даже попытался сбежать, за что был прикован к стене цепью.

Наконец к 1952 году формула российского фарфора окончательно была готова, а свет увидел книгу Виноградова, плод его 13-летнего труда: «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ». Тайна ученого наконец была раскрыта, а документ стал первым в Европе теоретическим трудом в области керамики. Умер Дмитрий Виноградов в 1758 году в возрасте 38 лет, так и не получив при жизни должного признания, хотя именно ему изысканный русский фарфор обязан своим появлением.

Таким образом самым первым и старейшим фарфоровым производством России можно считать фабрику на Неве, получившую название Императорский фарфоровый завод. Во времена СССР он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод - на посуде тогда ставили клеймо «ЛФЗ», знакомое многим. Это клеймо иногда расшифровывали и как «Ломоносовский фарфоровый завод», ведь в 1925 году ему присвоили имя великого ученого. С 2005 года завод снова стал Императорским.

Теперь, когда мы вкратце познакомились с историей появления фарфора в мире и в России, давайте снова вернемся на север Подмосковья в поселок Вербилки. Здесь всего на 10 лет позже Императорского фарфорового завода открыла свои двери первая в России частная фарфоровая фабрика. Создал ее Фрэнсис Гарднер - шотландский купец, переехавший в Россию в 1746 году, и разбогатевший на добыче леса и производстве сахара. Для удобства он сменил имя на Франц Яковлевич.

Однажды Гарднеру стало тесно в Санкт-Петербурге из-за обилия иностранцев, и он решил податься в Москву, чтобы заняться там фарфором - новым и очень востребованным направлением в керамическом производстве. Гарднер не спешил с выбором места для фабрики и объездил много уголков в поисках подходящей глины - от Гжели до Соловков и даже Сибири. Лучший вариант он нашел в Малороссии - на Черниговщине (глуховская глина), но фабрику все равно открыл в Московской губернии, купив землю в Дмитровском уезде близ села Вербильцы у князя Николая Урусова.

Несмотря на то, что Гарднер жил и работал в России, по какой-то причине он все равно оставался подданным английской короны, из-за чего здесь у него было много трудностей с ведением бизнеса. Например, он не мог владеть крестьянами, которые были нужны ему на фабрике, а поэтому он владел ими через подставное лицо - некого помещика Вырубова. Позднее этот помещик попадает в тюрьму за воровство, а Гарднер чуть было не лишается своей фабрики, но находит выход из положения, сделав Екатерине II уникальный подарок: орденский георгиевский фарфоровый сервиз на 80 персон. Императрица оценила сервиз и жест, удостоила Франца Яковлевича высочайшей аудиенции, а фабрика в результате была спасена. Сразу после этого случая московский генерал-губернатор позволил Гарднеру ставить на фарфоре изображение московского герба, как знак высочайшего качества. Это также привлекло внимание московской аристократии, что Францу было только на руку.

Стоит заметить, что фабрика Гарднера в Вербилках еще до случая с георгиевским сервизом обрела широкую известность и стала главным конкурентом Императорского фарфорового завода. Франц был хорошим бизнесменом и постоянно претворял в жизнь разные свежие идеи. Например, он одним из первых расширил ассортимент выпускаемых изделий в сторону их удешевления, чтобы многочисленные купцы и мещане, так любившие подражать высшему обществу, тоже могли позволить себе настоящий фарфор. В результате продукция фабрики пользовалась огромным спросом, но не отказывался Гарднер и от фарфора высочайшего качества и художественной ценности, который был популярен уже среди богачей. Изделия приобретали собственный «почерк». Например, появилась уникальная цветочная роспись – полураскрытые бутоны роз и шиповника, нанесённые выразительными, крупными мазками. По ней знатоки легко определяют фарфор из Вербилок гарднеровского периода.

Наивысшего расцвета производство достигло в XIX веке при младших сыновьях Гарднера и его внуках. Художники фабрики вносили в декор русские мотивы, делавшие его неповторимым. Применялись различные техники лепки, в том числе каннелюры, ажурная резьба и плетение, а также нанесение рельефных изображений шликером (жидкой фарфоровой массой). В росписи преобладали модные в то время архитектурные и природные пейзажи, батальные сцены (особенно в период Отечественной войны), фрагменты охоты, цветочные орнаменты. Использовались цветные фоны, кобальтовое крытьё, люстрирование и золочение. Для изделий массового тиража опробовали технику печати. Статуэтки приобрели выразительность, большое внимание уделялось проработке мелких деталей и пластике. На фабрике в то время работало порядка 800 человек.

В 1829 году Вербилковская фабрика получила "меньшие золотые медали" на Первой публичной выставке российских мануфактур, а в 1855 году - особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла. Однако к концу XIX столетия руководство производством перешло к Елизавете Гарднер - супруге Павла - внука Франца Яковлевича. Елизавета Николаевна не обладала такой коммерческой жилкой, как ее предшественники, не смогла идти в ногу со временем, и фабрика в результате стала сдавать позиции. В итоге в 1892 году ее покупает промышленник Матвей Кузнецов, на тот момент являющийся основателем крупнейшей в России фарфоровой империи. Он вошел в историю и как создатель первой в России небьющейся посуды. Под его руководством Вербилковская фарфоровая фабрика встречает новый XX век и снова наращивает производство.

После революции фабрика, как и следовало ожидать, была национализирована - Матвей Сидорович Кузнецов не дожил до этих событий несколько лет. Теперь производство именовалось Дмитровским фарфоровым заводом, а ассортимент выпускаемой продукции резко снизился из-за Гражданской войны и общей разрухи. Позднее пытались вернуться к производству по «кузнецовским образцам», но в итоге сосредоточились на выпуске массовой продукции среднего качества. Однако, несмотря на это, в 1937 году изделия завода были удостоены большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1958 году - серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

Коллекционеры из советского периода истории Вербилковского завода больше всего ценят агитационный фарфор («Все в культпоход», «За заем тракторизации» и т.д.), а также фигурки из выпущенной в 1930-х годах скульптурной серии «Народы России». Отдельного внимания заслуживают оригинальные работы скульптора Сергея Орлова - его серии «Клоуны», «Конёк Горбунок» и «Золотая рыбка» выпускаются до сих пор.

Фарфор из Вербилок времен СССР имел клеймо в виде лаконичной аббревиатуры «ДФЗ» в том или ином виде, а затем был изменен на знаменитого лося. Посмотрите на донышки старых советских чашек, если у вас такие сохранились - вполне возможно вы обнаружите там отметку Вербилковского завода. Впрочем, на современном клейме присутствует все тот же лось, только надпись изменилась.

В 1991 году фабрика перешла в частную собственность и была переименована в ЗАО «Фарфор Вербилок». Несмотря на все трудности и перипетии судьбы это уникальное производство существует по сей день и по-прежнему выпускает настоящий российский фарфор в огромном ассортименте. Здесь можно купить как недорогую посуду для повседневного использования, так и праздничные сервизы ручной работы. Одним из постоянных заказчиков завода является Московский Кремль.

Адрес Вербилковского фарфорового завода: Московская область, Талдомский район, п. Вербилки, ул.Забырина, д. 1А