Нонна Гришаева: «Театр стал похож на летний пионерлагерь в период межсезонья»

Культура и спорт

Областной театр юного зрителя – одна из самых любимых площадок театралов всех возрастов. В Международный день театра мы узнали у художественного руководителя Московского областного государственного ТЮЗа Нонны Гришаевой, чем театру пришлось пожертвовать в условиях пандемии, как переживают спектакли без зрителей актеры и какие премьеры ждут публику этой весной.

«НАС ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ФАКТОМ»

Еще пару недель назад в здании областного ТЮЗа звучал детский смех. Сейчас – тишина. Залы опустели на время карантина, а спектакли отменены до 10 апреля. Театр, по словам Нонны Гришаевой, стал похож на летний пионерлагерь в период межсезонья.

– Нам не приходилось чем-то пренебрегать и самим принимать какие-либо решения, – говорит худрук. – Нас поставили перед фактом. Пришлось подчиниться, потому что мы понимаем, что это опасно для жизни и здоровья.

Но сотрудники театра и сегодня продолжают работать. Режиссер Ирина Пахомова и актеры, занятые в новом спектакле «Спящая красавица», репетируют в обычном режиме. Правда, пока без артистов старшего поколения. Даты премьерных показов перенесены на май.

– Надеемся, что Россия и весь мир преодолеют трудности, связанные с пандемией, с минимальными потерями, – говорит Гришаева. – Главное сегодня для нас всех – поддерживать иммунитет, мыть руки, лицо и носить маски.

ОНЛАЙН-АНШЛАГ

Сегодня областной ТЮЗ активно осваивает онлайн-трансляции и запускает проект «Играем в онлайн». Например, спектакль «Каникулы Бонифация» артисты показывали зрителям по ту сторону веб-камеры. Постановку посмотрели около 2000 зрителей, при том что малый зал ТЮЗа вмещает всего 70 человек.

И все же, по словам Гришаевой, дистанционного театра детям недостаточно, потому что «ребятам нужны живые эмоции».

– Еще Станиславский говорил: «Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше», – отмечает заслуженная артистка России. – Поэтому завоевать внимание маленького зрителя намного сложнее, чем взрослого. Взрослые осознанно идут смотреть, как интерпретировали пьесу, а ребенку либо нравится, либо нет.

«90-Е ПЕРЕЖИЛИ И ЭТО ПЕРЕЖИВЕМ»

Нонна Гришаева хорошо помнит 1990-е в театре Вахтангова, когда ее приняли в труппу: полупустые залы на самых кассовых спектаклях навсегда врезались в ее память.

– Меня это очень удивляло, – вспоминает Гришаева. – Я спрашивала у старших коллег: «Как же так?» А мне отвечали: «Деточка, сейчас настолько трудные времена, что людям важнее купить бутылку постного масла, а не билет в театр». 90-е пережили и это непростое время переживем.

Худрук ТЮЗа уверена, что испытания, которые выпали сейчас всему миру, должны нас чему-то научить.

– Возможно, они нужны, чтобы осознать, до чего мы довели свою планету, вырубая леса, – размышляет Гришаева. – Выбрасывая пакеты и бутылки в озера, реки и моря, мы приносим огромный вред Мировому океану. Может быть, остановиться и подумать?