В стиле Ренессанса: в «Новом Иерусалиме» открылась выставка популярного фотографа
Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня ]
Уникальная выставка фотографий Владимира Клавихо-Телепнева начала работу в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре. Экспозиция под названием «Реконкиста красоты» демонстрирует работы, в которых автор обращается к теме… античного калокагативного. Ничего не понятно? Сейчас все объясним. Корреспонденты «Подмосковья сегодня» одними из первых увидели работы всемирно известного мастера и узнали, как наносить изображение на сусальное золото и превратить современную обыденность в картину эпохи Ренессанса.
С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ
В трех залах музея «Новый Иерусалим» расположились работы современного российского фотографа Владимира Клавихо-Телепнева. В Министерстве культуры и туризма Московской области отмечают: это всемирно признанный мастер, один из лучших фотографов в России. Выставки с его участием проходили в Москве, Лондоне, Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Токио.
«Владимир Клавихо-Телепнев продолжает традиции старых мастеров, вплетая их в современное искусство, – отметила куратор выставки Наталья Шишкова. – Его работами можно просто любоваться, а можно читать, как литературные произведения, написанные языком символов и метафор. На выставке представлены работы, в которых автор возвращает утраченное в современном искусстве значение красоты».
НА СУСАЛЬНОМ ЗОЛОТЕ
Каждый зал посвящен отдельной теме. В первом на деревянных панелях и холстах в два метра изображены коллажные (это важно!) фотографии сталинских высоток. Своей масштабностью они захватывают дух. Но это не просто изображения архитектурных монументальных зданий столицы.
«Я начинал эту серию фотографий просто со съемок домов, но потом понял, что не привношу в эти снимки ничего авторского: эти красивые здания построили архитекторы, моей заслуги здесь нет, – признается фотограф. – И тогда мне в руки попался газетный коллаж 20-х годов прошлого века. Там изображены летящие дирижабли, архитектурные творения. Эти фотографии как будто наложены друг на друга... Вот эта газета и вдохновила меня на создание многократной экспозиции: когда на один кадр накладывается еще несколько. Так и появилась эта серия фотографий, где на каждом холсте поместилось несколько высоток, которые собраны в одно изображение».
Отдельное внимание стоит уделить работам, выполненным в забытой многими мастерами технике эгломизе.
«Это такой способ нанесения изображения на стекло, – объясняет Владимир. – Назван по фамилии французского мастера по изготовлению зеркальных рам, жившего в XVIII веке, Жана-Батиста Гломи. Обычно на таких фотографиях я изображаю людей, но иногда и здания. Я беру поверхность, покрытую сусальным золотом, стираю полностью сусальную основу там, где будет изображение, и придаю стеклу максимальную зеркальность. Потом наношу фотографию на это место, и получается, что через фото как бы отражается реальность: это может быть человек, предмет декора, стена. То есть свет и тени отражаются в этом зеркале и соединяются с изображением, дополняют его и становятся его частью».
ДЕВУШКА С АФИШИ
Большая часть работ посвящена теме калокагатии. На древнегреческом это слово обозначает как внешнюю, так и внутреннюю красоту одновременно. Сам Клавихо-Телепнев переосмысливает это античное понятие через фотографии, созданные в стиле Ренессанса, Древней Руси и Византии. Вдохновляется мастер обычными, случайно встретившимися ему людьми.
«Фотография, изображенная на афише выставки, представленная в самой экспозиции в маленьком формате 4 на 8, – это фото девушки, работающей в магазине оптики, – вспоминает Владимир. – Я просто увидел ее за прилавком и понял, что обязан ее запечатлеть. Мне очень повезло, что она согласилась. Ее красивая фотография отсылает в эпоху Ренессанса… Вообще, поэтому моя выставка так и называется «Реконкиста красоты». Я как бы отвоевываю понятие красоты у современного искусства. Потому что современное искусство… Ну для меня это не искусство. А я все-таки пытаюсь создавать что-то хотя бы приближенное к этому слову».
Всего на выставке представлено 92 художественных произведения автора. Часть из них выставляется впервые.